Надежды отечественных веб-студий на 3-й квартал не оправдались, утверждается в новом исследовании. Среднее число выполненных заказов не выросло, а цены на услуги разработчиков снизились на 23,6% с начала года. Тем не менее, руководители компаний отмечают подъем деловой активности в сентябре-октябре и надеются на рост рынка по итогам 4-го квартала.
Как показало новое исследование CMS Magazine, в 3-м квартале 2009 г. положение веб-студий ухудшилось: под давлением заказчиков и демпингующих фирм цены на услуги снизились на 9%, а число заказов не увеличилось. С начала года падение составило 23,6%. В среднем разработчики сделали 7 сайтов за 3 месяца.
В рамках исследования специалисты CMS Magazine опросили 265 компаний.
Москва в 3-м квартале чувствовала себя не так плохо, как рынок в целом: снижение цен составило 6% до 225 тыс. руб. за сайт. Сильнее всех пострадал Санкт-Петербург там средняя стоимость разработки упала на 15% с 175 до 150 тыс. руб. В остальных регионах ситуация стабильная, падение цен в пределах 2% до 67 тыс. руб. за сайт. В СНГ снижение на 7% до 55 тыс. руб.
Вслед за уменьшением выручки веб-студии скорректировали зарплаты сотрудников на 34% и сократили штаты. Средняя численность сотрудников упала с 17 до 16 человек (то есть примерно 265 сотрудников было уволено). Размер окладов коррелирует с ценами на услуги: хуже всего динамика в Санкт-Петербурге, затем Москва, СНГ и регионы России.
При этом статистика за 3-й квартал расходится с личными впечатлениями директоров веб-студий, отмечают в CMS Magazine. Почти все они наблюдают повышение спроса и деловой активности, возвращение заказчиков, предчувствуют ремиссию и рост рынка.
«Хочется поздравить всех коллег по цеху с выходом из кризиса», отмечает гендиректор фирмы «Атилект» Виктор Гичун. «Судя по динамике продаж нашей CMS, летом произошел всплеск активности, который выходит за рамки сезонных колебаний, подтверждает Дмитрий Васильев, руководитель компании NetCat, разработчика CMS. Похоже, что рынок если не прошел кризис, то, по крайней мере, явно стабилизируется».
Часть этого позитива (по крайней мере, в сегменте дорогих сайтов и студий) обусловлена вмешательством крупных корпораций, решивших разместить свои заказы именно в 3-м квартале, подчеркивают исследователи. Это, например, корпорации Philips и Coca-cola Company, банки «Ренессанс Капитал» и «Промсвязьбанк», несколько инвестиционно-финансовых компаний, издательских домов, производителей пива. Крупные компании провели тендеры и конкурентные запросы на разработку сайтов, интернет- и digital-стратегий, рекламных кампаний.
Еще одна важная категория «проснувшихся» крупных заказчиков инвесторы интернет-проектов. Опрошенные в ходе составления отчета руководители студий «Аист», «Тринет» и Artics Internet Solutions говорят о резко возросшем интересе к порталам, сервисам, интернет-СМИ,b2b-системам, отраслевым профессиональным сообществам и другим видам онлайнового бизнеса. Гендиректор Artics Internet SolutionsЮрий Вайсман считает, что это оттаивает отложенный спрос. Стартапы и крупные проекты прошлой зимой были заморожены, а теперь, спустя 9 месяцев, снова готовятся к реализации.
Тем не менее, не совсем ясно, реальная ли экономическая подоплека у нынешнего всплеска, или это просто перелом в массовом сознании бизнес-сообщества. Управляющий директор «Артикул Медиа» Ольга Куликова в своем комментарии указывает на оба этих фактора: «Люди привыкли к ситуации, воспринимают ее как рабочую. Начинают искать решения, пути развития бизнеса. С другой стороны, выросла в цене нефть».
Вслед за крупными заказчиками оживает и средний бизнес. Однако в этом сегменте рынка ощущение возросшей деловой активности студий обманчиво. Собственники компаний считают деньги более ревниво, чем наемные менеджеры корпораций. Они делают запросы во множество компаний-разработчиков, и хорошо, если на три запроса приходится один заказ. Например, в петербуржской студии «Тринет», по словам ее директора по развитию Алексея Довжикова, за 3-й квартал количество предпроектных запросов выросло на 50%, но продажи только на 15%. «В первую очередь, увеличивается активность в низком ценовом сегменте. Заказчиков стало больше, но денег они хотят заплатить меньше, даже если есть риск, что потом сайт придется переделывать», поясняет Довжиков, добавляя, что «Тринет» ориентируется на верхний ценовой сегмент.
Как отмечает директор агентства «Бизнес Реклама» Сергей Бесшабашнов, 80% поступающих заказов среднего бизнеса это переделка существующего неэффективного сайта. Бюджет выделяется в размере 50150 тыс. руб., но для серьезных московских студий этого недостаточно. Поэтому весьма распространена ситуация, когда заказчик направляет запрос на просчет в десяток студий, получает от всех коммерческое предложение и исчезает. Позднее он либо появляется снова и старается сбить цену, оперируя предложениями панически демпингующих студий, либо отсылает проект на разработку в регион. Поэтому средняя стоимость заказа в России продолжает снижаться.
На следующий квартал веб-студии возлагают большие надежды. 78% опрошенных CMS Magazine руководителей предположили, что в 4-м квартале произойдет рост среднего числа разработанных сайтов. Цены на разработку сайтов должны остаться на текущих уровнях так считают 50% вебстудий. Оптимисты же ожидают, что цены в среднем по рынку вырастут 43%.
На волне оптимизма многие компании планируют расширять штаты: это 71% опрошенных в Москве, 100% в Петербурге, 80% в остальных регионах и 50% в СНГ. Наиболее востребованными специалистами станут толковые менеджеры проектов, роста их зарплат ожидает 100% анкетированных питерских и 50% московских компаний. В регионах России и городах СНГ, по планам компаний, зарплаты останутся на прежнем уровне в пределах 1926 тыс. руб.
Окажутся ли эти радужные прогнозы верными на этот раз, или руководители студий снова обманутся будет зависеть от экономической ситуации в стране, подчеркивают исследователи из CMS Magazine. Сергей Бесшабашнов из «Бизнес Рекламы», в свою очередь, считает, что веб-индустрия первой почувствует рост экономики, когда он действительно произойдет: все больше заказчиков понимают преимущество продвижения в интернете и отказываются от других форм рекламы в его пользу. Когда начнется настоящий подъем, бюджеты направятся в веб.