Разделы

Документооборот Маркет

ECM и СЭД разделятся в 2010 году?

Будущий год станет периодом "возвращения к основам" управления контентом среди вендоров ECM/DMS(СЭД)-решений. Об этом говорится в ежегодном прогнозе развития отрасли, озвученном аналитиками CMS Watch. Среди 12 ключевых тенденций в будущем они выделяют разделение между ECM и СЭД-решениями, обращение вендоров к продуктам для внутренней автоматизации и появление массовых мобильных продуктов для управления контентом.

Исследовательская группа CMS Watch опубликовала свой список из 12 прогнозов развития отрасли ECM-СЭД в 2010 году. Согласно мнению аналитиков, следующий год пройдет под влиянием развития приложений для внутреннего управления контентом. "После периода рецессии, когда инвестиции в технологии управления контентом были направлены на клиентоориентированные системы, мы будем наблюдать в 2010 году иной центр внимания - на приложения внутренней автоматизации", - заявил Тони Бирн (Tony Byrne), основатель CMS Watch. Помимо этого, в рамках прогнозов развития говорится о том, что ECM и СЭД-решения станут развиваться разными путями; вендоры DAM-продуктов будут уделять внимание интеграции с SharePoint, а разработчики WCM – созданию интранет-порталов; мобильные технологии станут лицом документооборота и корпоративного поиска, который также станет более многосторонним в новом году. Эксперты CMS Watch также отмечают, что на рынке будет наблюдаться рост внимания предприятий к "облачным" технологиям, многоязычным средствам управления контентом, различным интерактивным (гаджетам и виджетам) разработкам для порталов. Он будет проходить на фоне разделения внутренних и внешних технологий для совместной работы и постепенного уменьшения роли рядовых управляющих документооборотом бизнес-менеджерами.

Игроки российского рынка ECM/СЭД прокомментировали CNews содержание прогнозов, выдвинутых CMS Watch, применительно к мировой и отечественной практике развития отрасли. В основном, большинство компаний выразили согласие с отраженной аналитиками CMS Watch точки зрения. "В период рецессии сфокусированность на клиенте абсолютно оправдана и необходима - без этого не выжить. И если технологии этому не помогают, они остаются невостребованными", - говорит Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании "ИнтерТраст". "Все силы направляются на то, чтобы приобрести и удержать клиента. Когда наступает "выздоровление", появляется возможность заняться другими вещами: с одной стороны, покупательная способность возрастает и клиенты уже не требуют столько заботы, с другой, - остальные аспекты бизнеса "поотстали" и им нужно уделить внимание, которого не доставало в период рецессии, а к таким аспектам в первую очередь относятся внутренние процессы и персонал", - продолжает он. С прогнозом согласен и Александр Семенов, генеральный директор "КОРУС Консалтинг": "Наиболее востребованными на рынке ИТ-решениями являются те, которые поддерживают основные бизнес-процессы заказчика или обеспечивают ему конкурентные преимущества. В посткризисный период эта тенденция усиливается, и вендоры ориентируются на меняющийся спрос со стороны клиентов. Внутренняя автоматизация (преимущественно управление документами и workflow) остается ключевой задачей для клиентов, в то время как развитие DAM, WCM, Collaboration являются второстепенными задачами". Алексей Сидоренко, директор по развитию "1С-Битрикс", объясняет это тем, что в развитии компании существует несколько периодов развития бизнеса, экспансии, а также есть периоды повышения эффективности. Сейчас, по его мнению, в период кризиса закончился период экспансии, что означает, что компании сконцентрируются на снижении издержек, соответственно, в этом причина того, что в ECM-вендоры будут предлагать решения для внутренней автоматизации. Генеральный директор ГК "Инталев" Алексей Федосеев констатирует, что пока и в России клиенто-ориентированность уходит на второй план за счет более актуальной необходимости автоматизации внутренних процессов, и это касается, прежде всего, среднего и малого бизнеса: "Многие из таких компаний готовы осуществить автоматизацию делопроизводства, архива документов, выдачи и контроля поручений и других наиболее распространенных функций СЭД. Маркетинг же, продажи и сервис как бы остаются в тени. Во-первых, это вызвано ограниченностью бюджета на ИТ в сегодняшней нестабильной экономической ситуации, во-вторых, далеко не все "доступные" по бюджету СЭД дают возможность реализовать задачи клиенто-ориентированности в полной мере".

Объясняя тезис о разделении ECM и СЭД-продуктов, опрошенные эксперты отметили, что данная тенденция имела место и в 2009 году, но вполне может и не развиваться в 2010 году. "Нет особых причин говорить о поворотной точке в применении технологий для внутренних нужд, как и нет особых поводов говорить, что клиенто-ориентированный функционал ECM-систем стал преобладающим во время рецессии. Скорее, здесь надо говорить о смещении акцентов с горизонтальных задач - общее взаимодействие и управление документами - на вертикальные: взаимодействие и управление документами в рамках довольно узких задач и процессов (сюда включаются как внутренние задачи типа построения СМК, так и внешние задачи типа согласования счетов). Но и эти акценты не успели стать за 2009 год настолько яркими, чтобы можно было говорить о каком-то серьезном пересмотре типичного использования технологий ECM", - утверждает Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum. Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, считает, что эксперты CMS Watch имеют в виду то, что отдельные функциональные приложения, такие как CRM, справляются с фискальными задачами управления записями лучше, чем универсальные системы, а заказчики сегодня не готовы инвестировать в универсальные решения ни с финансовой, ни с технической точки зрения. "С одной стороны, существует высокая потребность в частных приложениях по управлению различными видами информационных ассетов (бухгалтерскими и финансовыми, претензиями и исками, технологическими и пр.), с другой, - бурно развиваются интеграционные технологии и стандарты. Таким образом, складывается ситуация, когда специалисты узкого профиля могут создавать свои специализированные DMS решения высокого профессионального уровня, а заказчики потреблять эти решения, не заботясь о "единстве платформы"", - объясняет Вадим Ипатов, считая, что аргументация CMS Watch имеет право на жизнь, если обратить внимание на то, что видение ECM-рынка у этих аналитиков отличается от того, что, например, предлагают вендоры или другие эксперты отрасли AIIM. "Предприятия в период рецессии настороженно относятся к долгосрочным комплексным проектам. Поэтому "чистые" СЭД будут востребованы наравне с интегрированными решениями. Действительно, обе группы систем имеют свой самостоятельный путь (первый прогноз). У каждой группы продуктов – свой потребитель", - объясняет Алексей Федосеев. Александр Семенов предполагает, что в части разделения ECM и обычных СЭД-продуктов это верный прогноз, в том числе и для России. "ECM – это стратегический и сложный инструмент управления всеми видами корпоративного контента, в то время как в основе DMS лежат достаточно простые сущности - бизнес-процессы и документы, которые проходят путь согласования в соответствии с заданными регламентами, а также контроль исполнения поручений, который очень важен для российского делопроизводства. Для реализации типовой системы управления документами не требуется мощной платформы", - отмечает эксперт. По его мнению, требования к ECM и DMS-решениям сближаются в крупных территориально-распределенных компаниях, где сотрудники оперируют большими объемами информации. В таких проектах, согласно господину Семенову, приходится проводить интеграцию с различными информационными системами, уже работающими в компании, и единая платформа значительно облегчает автоматизацию всех бизнес-процессов заказчика. "Во всех остальных случаях общая интеграционная ECM- платформа не требуется, поэтому логичным является стремление вендоров разделить эти два направления и продвигать продукты в разных рыночных нишах", - заключает специалист. Еще одним фактором, о котором говорит Александр Семенов, является нежелание клиентов платить за функции, которые не будут востребованы. Он имеет в виду, что если раньше платформа могла быть приобретена "на вырост", и такие функции, как управление цифровыми архивами, корпоративные порталы, средства совместной работы являлись необязательными, но привлекательными опциями, то сегодня заказчик гораздо более внимательно относится к выбору системы и ее функциональности, строго отвечающей текущим потребностям бизнеса. Косвенно, по его словам, здесь сказалось и влияние кризиса: в скромных финансовых условиях люди начинают действовать более продуманно и взвешенно. Несогласие с оценками CMS Watch выражает Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС: "Клиенту нужно автоматизировать не какие-то части существующих бизнес-процессов, лоскутным методом, а максимально полный набор, причем, важно, чтобы все это работало в интеграции друг с другом и бесперебойно. С другой стороны, самодостаточность DMS-систем и привлекательность для клиентов понятны. Зачастую процессы прохождения и работы с документами отрегулированы и регламентированы (в той или иной степени) у клиентов лучше и четче, чем другие бизнес-процессы, которые тяжело поддаются описанию, регламентации и следовательно автоматизации. Поэтому и начинают глобальную стройку ИТ-инфраструктуры зачастую с DMS, желая при этом в дальнейшем видеть СЭД частью общей интегрированной системы, соединяющей в себе и другие автоматизированные решения". Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, весьма сдержанно относится к содержанию прогнозов CMS Watch о разделении ECM и DMS-продуктов. Он считает, что действительно на рынке наблюдается тенденция, заключающаяся в том, что потребность в организации документооборота не только в идеологии бизнес-процессов и управлении жизненным циклом контента, но и в идеологии проектных команд и профессиональных групп все больше и больше возрастает. "Обе тенденции будут продолжать иметь место, и ни одна не победит настолько, чтобы про нее можно было бы говорить, что "вендоры к ней обратятся". Возможной причиной такого высказывания может быть конкретная маркетинговая активность какого-либо не очень известного вендора. Не думаю, чтобы о такой перспективе можно было бы говорить совершенно серьезно", - подчеркивает господин Бейдер. Его мнение частично разделяет и Сергей Кузнецов, руководитель исследовательского отдела компании "Рексофт", когда говорит о том, что речь идет не столько о разделении продуктов, сколько о смещении фокуса внимания к фундаментальным задачам ECM в сложные времена. Андрей Гриб, генеральный директор компании "БОСС-Референт" тоже не видит причин разделения ECM и DMS- продуктов. Он объясняет это тем, что тенденция, о которой говорят аналитики, скорее всего, будет иметь следующее воплощение: ранее внедренные DMS-решения будут наращиваться до полноценных ECM-решений. "Причина такого эволюционного пути развития довольно проста. DMS-решения прочно заняли свое место в корпоративном ландшафте информационных систем, кое-где они стали фактически основными средствами производства и выполняют важные бизнес-функции. Модернизация приложения в данном случае всегда предпочтительнее, чем замена, причем как экономически, так и психологически", - заключает он.

Отмечая перспективность мобильных решений, Михаил Потапенко, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies, подчеркнул, что мобильные приложения уже включили в свои ECM/DMS решения целый ряд западных и российских разработчиков, но пока говорить о большой востребованности таких сервисов еще рано. Елена Иванова отмечает, что целевой аудиторией таких продуктов являются мобильные отрасли рынка - торговля, финансы, логистика, услуги, а пользователями - молодые, энергичные руководители, которые не бывают на рабочем месте за компьютером, но которым нужно много работать (согласовывать, заверять, визировать) с электронными документами. Андрей Гриб уверен, что в 2010 году лидеры российского рынка ECM/DMS будут активно развивать свои концепции АРМов для руководителей, и мобильные технологии будут играть в этих решениях важную роль. Александр Семенов прогнозирует, что подобные разработки будут создаваться партнерами вендоров и что в будущем может произойти кардинальная смена интерфейса на более удобные решения. Тем не менее, он предупреждает, что "мобильные клиенты" ECM и DMS станут дополнительным, "тонким", конкурентным преимуществом в борьбе за клиента, а не средством извлечения прибыли, а сами заказчики не обеспечат массовый спрос на эти опции, и, тем более, не будут за это платить, особенно в России.

Остальные прогнозы западных аналитиков применительно к реалиям российского рынка были восприняты его участниками в той или иной мере положительно. Представители компаний DocsVision и "Интертраст" считают, что практически все эти 12 предположений будут воплощены в жизнь и на российском рынке. В ответах других вендоров преобладает уверенность в том, что на ECM/СЭД-отрасль повлияет развитие поисковых решений, мобильные технологии, интеграционные продукты в области корпоративных порталов.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Михаил Демидов