Разделы

Документооборот

Финансисты выбрали СЭД и безбумажный офис

Почти четверть финансовых консультантов назвали системы управления документооборотом в роли технологического приоритета на 2010 год. Такие результаты показал опрос, проведенный порталом InvestmentNews.com.

Аналитический портал InvestmentNews.com, предоставляющий сведения об финансовых новостях крупных городов США, провел исследование среди 1000 финансовых консультантов и независимых брокеров о приоритетности расходов на те или иные средства автоматизации. В результате 23,8% респондентов планируют в 2010 году потратить средства на решения в области управления документацией и технологии "безбумажного офиса". Еще 50,9% опрошенных участников упомянули о CRM-системах, а перед СЭД по популярности поместились средства для управления портфолио проектов (35,3%) и технологии по обеспечению соответствия всех ключевых действий в компании принятым нормам (стандартам, лицензионным соглашениям, законодательству, регламентам отрасли и пр.) (30,6%). В целом, в 2010 году финансисты потратят больше денег на ИТ, чем в 2009 (об этом заявили 63,1% респондентов).

Опрошенные CNews участники рынка СЭД в целом согласны с результатами InvestmentNews.com и высказывают мнения, что данный расклад характерен не только для американского, но и для глобального рынка. "Перечень "болевых точек" - CRM, соответствие нормативному регулированию и управление портфелем, - однозначно связан с финансовым кризисом и проблемой "плохих кредитов". И в этом смысле профиль приоритетов является, безусловно, глобальным, как и мировой финансовый кризис. Кроме финансового сектора как такового, аналогичные приоритеты характерны и для финансовых подразделениях крупных компаний, в том числе и в России", - заявляет Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision. Похожего мнения придерживается и Юрий Корюкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Russia, говоря о том, что все большее и большее число организаций финансового сектора уделяют больше внимание безбумажным технологиям. "Это прослеживается как на уровне работы банков с клиентами, так и на уровне нормативной базы регулирующей эту часть деятельности. Не исключаю, что уже в 2010 году, например, большинство банков создадут свои электронные архивы, а уж в планы данную работу внедрят уже все банки", - замечает специалист.

Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, уточняет, что эти данные характерны в большей степени для американского, а в меньшей для европейского рынков. "Как в Европе, так и в Америке, и точно также и в России, усиливается тренд интереса к системам управления документами со стороны государства. Оно уже давно является крупнейшим заказчиком СЭД, и эта тенденция будет только усиливаться, а в России - еще быстрее. Очень активно начнут проявлять интерес к системам управления документами страховые компании, промышленные, транспортные, торговые предприятия, сфера услуг, СМИ, ТЭК. Близкие к финсектору результаты могли бы показать только ТЭК и промышленность", - замечает она.


23,8% респондентов планируют в 2010 году потратить средства на решения в области управления документацией и технологии "безбумажного офиса"

Об интерпретации результатов при переносе на различные рынки говорит Надежда Притулюк, менеджер проектов департамента CPM "Корус Консалтинг". По ее словам, результаты исследования вполне справедливы применительно к американскому и европейскому рынкам, в то время как азиатский рынок неоднороден: есть страны, которые развиваются по западной модели (Сингапур, Гонконг), есть страны со своей собственной моделью (Китай, Индия), есть страны, которые пока еще отстают в экономическом развитии, поэтому говорить о точности исследования для всего азиатского рынка в целом невозможно. "Результаты исследования иллюстрируют вектор направления развития ИТ в бизнесе: наиболее востребованными на рынке ИТ-решениями являются те, которые поддерживают основные бизнес-процессы заказчика или обеспечивают ему конкурентные преимущества. В посткризисный период эта тенденция усиливается. В этом смысле CRM как инструмент повышения эффективности продаж, и системы управления проектной документацией, портфолио проектов, соответствия стандартам как основной "рабочий" инструмент консалтинговых компаний, будут ими востребованы. Изменилась роль CRM: система перешла из разряда простой базы контактов в класс систем контроля - за деятельностью сотрудников, планирования и контроля всей коммерческой работы компании, поступлений денежный средств", - объясняет эксперт. Она считает, что СЭД существенно ускоряет все рабочие процессы, поэтому естественным образом входит в число топ-4 ИТ-приоритетов компаний, однако занимает не первые места, в том числе благодаря тому, что в развитых странах переход к безбумажному делопроизводству уже во многом завершен.

"Для российских финансистов и российского рынка в целом приоритет электронного документооборота в списке был бы выше", - предполагает Евгений Стаханов, директор по маркетингу Terralink. Он отмечает, что одной из самых актуальных тем в последнее время на российском финансовом рынке стал потоковый ввод первичной финансовой документации, с последующей работой с ней в электронном виде, соответственно, вырос и интерес к подобным решениям.

"Если оценивать экономические эффекты от внедрения ECM-систем, то снижение затрат на бумагу и расходные материалы - это капля в море по сравнению с уходом от убытков вследствие различных рисков и неоптимальных процессов. Это правило работает везде, кроме, пожалуй, торговли и финансового сектора. Результаты опросов косвенно подтверждают этот тезис. Действительно, внедрение безбумажных технологий для ключевых процессов в финансовом секторе - задача очень актуальная, особенно если учесть некоторые позитивные подвижки в банковском секторе", - замечает Максим Галимов, директор по перспективным решениям компании Directum. Тем не менее, некоторые компании не скрывают своего скепсиса, оценивая перспективы переноса в реальность результатов опроса. "Финансовый сектор (инвестиционные компании в частности) больше всего пострадал от экономического кризиса. Поэтому компаниям этого профиля сейчас не до ИТ.

Те же, кто продолжают работать на финансовом рынке, в большинстве случаев уже обладают технологиями в рассмотренных областях в той или иной мере. Но улучшать их пока, скорее всего, не планируют, так как у них сейчас есть более приоритетные задачи.

Перечисленные в исследовании направления не являются для российских финансовых компаний приоритетом номер один", - утверждает Сергей Киселев, директор департамента разработки программного обеспечения ГК "Инталев". В компании "Корус Консалтинг" корреспонденту CNews рассказали, что для чисто российских консалтинговых компаний в области финансов безбумажный документооборот также не будет являться топ-приоритетом - важнее системы для управления портфолио проектов (т.к. это основная интеллектуальная собственность компаний), для управления взаимоотношениями с клиентами.

О том, что рассмотренные результаты исследования относятся к достаточно небольшому и специфическому сектору рынка - компаниям, предоставляющим консультационные услуги финансового характера на американском рынке, говорит Алексей Афанасьев, директор по качеству компании "Интертраст". "Вследствие того, что этот сектор не имеет надлежащего отражения в отечественной экономике, будучи фактически переведенным в разряд услуг приват-банкинга, - говорит эксперт, - в нашей стране интерес к подобному сектору следует рассматривать на примере финансовых организацией вообще, таких как банки и страховые компании. Также подобные результаты могут быть характерны для инвестиционных и девелоперских компаний, которые, впрочем, также являются во многом частью скорее финансового рынка".

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Говорить же о применимости единственной СЭД в такой ситуации, по мнению господина Афанасьева, не слишком корректно, так как информационное пространство таких компаний значительно более функционально развито по сравнению с классическими Record Management-системами: "В корпоративные ИС должны входить и стандартные процедуры управления взаимоотношениями с потребителями (CRM), и элементы учетных и биллинговых систем, и "электронные очереди", и специализированный электронный документооборот. Для любой финансовой организации, предоставляющей услуги частным лицам, надлежащая и эффективная работа таких корпоративных информационных систем, как СЭД/RM и, к примеру, CRM обеспечивает уникальные возможности по повышению качества предоставляемых услуг и снижения их себестоимости. Появление же информационных систем, распространяемых на основе модели SaaS, снимает ограничения, которые ранее были заметны в небольших и средних территориально-распределенных компаниях". На основании этого специалист делает вывод, что на рынке имеются тенденции, подобные описанным для финансовых советников в США, но у них, скорее, иные движущие мотивы. Алексей Афанасьев прогнозирует рост подобных решений не менее, чем на 20% в год, что будет демонстрировать однозначную заинтересованность участников рынка, как в системах безбумажного документооборота, так и в случае частичной замене обычного офиса электронным.

Надежда Притулюк приводит пример лидеров отрасли, которые традиционно являются самыми активными потребителями "безбумажного офиса" и СЭД - телекоммуникационные компании, банковская отрасль, энергетика. "Если понимать как часть документооборота и электронные хранилища данных, то необходимо упомянуть и строительную отрасль, в которой используется масса документации, стандартов, регламентов и пр. Похожая ситуация и в банках: большое количество территориально-распределенных офисов требует безбумажного делопроизводства. Помимо этого, в банках необходимо оценивать результаты работы и рентабельность каждого подразделения, поэтому востребованы ИТ-решения для консолидации информации, анализа и построения отчетности. Практически для всех крупных компаний сегодня актуально безбумажное делопроизводство в части казначейской функции (контроль платежей). В условиях кризиса кредиты для компаний стали дорогими, поэтому компании вынуждены более рационально управлять собственными средствами, необходимо осуществлять оперативный контроль за движением денежных средств и платежами, а СЭД существенно ускоряет и упрощает данные процессы", - объясняет специалист. В России, по ее оценкам, основными крупными заказчиками СЭД (в первую очередь - как инструмента контроля за исполнением поручений) по-прежнему являются компании высокодоходных отраслей экономики, а те отрасли, в которых требуется хранение и совместная работа с документами в электронном виде (например, СМИ), но отсутствует возможность затрачивать средства на ИТ-модернизацию, будут использовать появляющиеся ИТ-сервисы для совместной работы и хранения файлов по модели аренды ПО.

Михаил Демидов