Разделы

Телеком Мобильная связь

На самолетах «Аэрофлота» появятся SMS и WiFi

Первым российскими компаниями, предоставляющими услуги сотовой связи на борту самолетов, станут «Мегафон» и «Аэрофлот». Правда, с запуском голосовых услуг «Аэрофлот» не торопится – большинство пассажиров против. Неизвестно также, смогут ли абоненты «Билайна» и МТС воспользоваться в воздухе роумингом от «Мегафона».

«Аэрофлот» и сотовый оператор «Мегафон» подписали соглашение об установке на бортах самолетов авиакомпании базовых станций сотовой связи. Проект реализуется совместно с авиапроизводителем Airbus. Первым самолетом, оборудованным сотовой связью, станет среднемагистральный Airbus A320, совершающий полеты как по России, так и в Европу дальностью до 5 тыс. км и длительностью менее 5 часов. Связь на его борту должна заработать этим летом. До конца года базовыми станции будут оборудованы еще два A320, а также A330, выполняющий трансконтинентальные рейсы дальностью свыше 5 тыс. км.

Первое время пассажирам на борту будут доступны услуги выхода в интернет с телефонов и передача SMS-сообщений, а пассажиры A330 также смогут подключиться к WiFi-хот-споту. Ориентировочная стоимость 1 МБ переданной информации составит 200 руб., 1 SMS-сообщения – 10 руб. Связь автоматически будет выключаться при нахождении самолета на высоте ниже 3 тыс. км – таково требование регулирующих органов.

Воздушные базовые станции поддерживают возможность оказания и голосовых услуг, но решение относительно их оказания будет принято по окончанию тестовой эксплуатации. Как пояснил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, результаты проведенного опроса показывают, что большинство пассажиров негативно относятся к перспективе появления голосовой связи на борту, так как разговоры соседей могут отвлекать их, например, от сна. «Тем не менее, мы все-таки хотим, чтобы такая опция присутствовала, в частности, для экстренных звонков», - заверил гендиректор «Аэрофлота».

Связи третьего поколения на борту российских самолетов пока работать не будет, хотя соответствующие технические разработки имеются. В соответствие с решением Государственной комиссии по радиочастотам, в феврале этого года разрешившей оказывать услуги сотовой связи в воздухе, для этих целей выделяется диапазон 1800МГц, в котором работает стандарт второго поколения GSM. В результате передача данных будет осуществляться по технологии GPRS/EDGE со скоростью до 384Кбит/с, кроме того, общая пропускная способность канала в самолете будет ограничена 1Мбит/с. «Скачивать torrent-фильмы на такой скорости не удастся», - отметил гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков.

Услуги мобильной связи будут доступны не только абонентам «Мегафона», но и всем его роуминговым партнерам. В их число входят и российские «Вымпелком» и МТС, и «Мегафон» не против, чтобы их абоненты также использовали его сеть в самолете, говорит замгендиректора «Мегафона» по коммерческой деятельности Лариса Ткачук. Правда, пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева отметила, что техническая возможность роуминга с «Мегафоном» закрыта по причине отсутствия необходимости предоставлять роуминг на территории России с конкурирующими операторами. «С предложением открыть роуминг на борту воздушных судов к нам «Мегафон» не обращался», - отметил представитель «Вымпелкома». В МТС также сообщили, что соответствующих предложений им не поступало.

Инвестиции «Мегафона» в проект составят 150 млн руб., эти средства пойдут на закупку оборудования, поддержание выделенного фрагмента сети и аренду спутникового канала связи. Затраты «Аэрофлота» будут направлены на маркетинг и обучение персонала, Савельев оценил их примерно в $1 млн. Выручка от абонентов будет полностью распределяться в пользу «Мегафона», «Аэрофлот» же намерен извлечь выгоду, сделав с помощью сотовой связи более популярными свои рейсы. Стоимость авиабилетов из-за внедрения новых услуг не подорожает, заверил Савельев.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Поставщики оборудования и услуг спутниковой связи еще не определены, но базовые станции должны быть сертифицированы Airbus. Причем, если первые самолеты будут дополнительно оснащаться базовыми станциями, то, начиная с 2011 г., все заказываемые «Аэрофлотом» самолеты Airbus уже будут содержать необходимое оборудование на борту.

«Аэрофлот» готов к сотрудничеству и с другими сотовыми операторами. В «Вымпелкоме» и МТС сообщили, что интересуются подобного рода решениями, но детали переговоров не раскрывают. В то же время, как говорит Корнеева из «Вымпелкома», проекты установки базовых станций на бортах воздушных судов отличаются длительным сроком окупаемости – 8 лет при условии предоставления услуг голосовой связи, а без таковых еще больше. «Мегафон», правда, рассчитывает вернуть затраты в течении 5 лет.

В начале 2011 г. предоставлять услуги сотовой связи на воздушных бортах начнет также оператор дальней связи «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), получивший в прошлом году лицензию на работу в качестве виртуального оператора сотовой связи. МТТ достиг соответствующих договоренностей с авиакомпаниями S7 и «Трансаэро». По словам гендиректора МТТ Эльдара Разроева, компания планирует оказывать комплексные услуги, включая голосовую связь. «Если кто-то будет часами говорить по телефону на борту самолета, значит, у него есть такая необходимость, и окружающие должны относиться к этому нормально, тем более что и без телефонов могут найтись люди, способные причинить беспокойство другим пассажирам», - считает Разроев.

Игорь Королев