Разделы

Телеком ТВ и радио Большие города Маркет

Число абонентов платного ТВ в России за 2009 г. выросло на 16% до 19 млн

Компания iKS-Consulting представила отчет «Рынок платного ТВ – 2009». Так, по оценкам iKS-Consulting, на 1 января 2010 г. число пользователей платного ТВ в России достигло 19 млн. Объем рынка составил 27 млрд руб. По сравнению с 2008 г. число абонентов выросло на 16%, объем рынка увеличился на 18%.

Структура рынка по абонентам выглядит следующим образом: кабельное ТВ – 71%, спутниковое ТВ – 27%, IPTV – 2%. По доходам: кабельное ТВ – 65%, спутниковое ТВ – 32%, IPTV – 3%.

На долю 5 крупнейших операторов приходится 35% всей абонентской базы, среди них «Триколор» (4 260 тыс. абонентов), НТК (3 260 тыс.), «Комстар» (1 760 тыс.), «ЭР-Телеком» (970 тыс.) и «Мультирегион» (855 тыс.).

В 2009 г. по данным iKS-Consulting, в структуре рынка значительно выросла доля спутниковых операторов (27% против 23% в 2008 г.). Рост происходил в первую очередь за счет абонентов «Триколора» - число платных пользователей компании выросло на 1,2 млн – это 44% от числа всех абонентов, подключившихся к услуге платного ТВ в 2009 г.

Еще один оператор спутникового ТВ – компания «НТВ Плюс» традиционно остается лидером по доходам. 600 тыс. абонентов компании (3% от числа всех абонентов) генерируют свыше 20% доходов всех операторов платного ТВ.

В 2009 г. к семейству спутниковых операторов («Триколор», «НТВ Плюс», «Орион-Экспресс») добавились два новых оператора – «Платформа HD» и «Радуга ТВ». К началу 2010 г. их абонентская база составляла уже 94 тыс. домохозяйств.

Сегмент кабельного ТВ продолжает стабильно расти: в 2009 г. число абонентов кабельных операторов увеличилось на 10%. При этом доходы выросли на 15%, что связано с ростом АРПУ со 108 до 111 руб.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Лидером роста по числу новых абонентов стал «ЭР-Телеком» - абонентская база оператора увеличилась на 90 тыс. пользователей. Кроме того, прирост платных абонентов происходил за счет продолжающейся модернизации московских сетей «Мостелекома» (актив НТК) и «Акадо». Общее число ТВ-пользователей этих компаний почти не растет, но происходит активный перевод имеющихся абонентов с социальных пакетов на расширенные, включающие платные каналы.

Что касается IPTV, то несмотря на то, что показатели роста этого сегмента превышают средние по рынку (число абонентов выросло на 46%, доходы – на 75%), его доля в структуре рынка продолжает оставаться на уровне 2-3%. Крупнейшие операторы IPTV - «Комстар-Директ» (ТМ «Стрим»), «Дальсвязь» и московская «Корбина» («Вымпелком»), запустившая сервис в 2009 г. в коммерческую эксплуатацию.

Число абонентов цифрового телевидения по итогам 2009 г. превысило 6 млн. В основном это абоненты спутниковых (85%) и IPTV-операторов (6%).

По итогам 2009 г. проникновение услуги платного ТВ в среднем по стране составило 36%. При этом наблюдается значительный разброс по этому показателю. Наиболее развита услуга в Санкт-Петербурге, Москве, крупнейших городах Поволжья, Урала и Сибири – там, где сильны позиции не только федеральных, но и региональных игроков, таких как «ЭР-Телеком», «Уфанет», ТВТ.

Михаил Иванов