Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Судьба российской электроники и системного ПО: жаркий спор представителей госсектора. ВИДЕО

В Банке России считают, что развивать отечественное оборудование не имеет смысла. Вместо этого стоит сосредоточить усилия на прикладном ПО. Минкомсвязи и «Ростехнологии» категорически не согласны.

Участники конференции «Модернизация и инновации в госсекторе», проведенной агентством CNews Conferences и группой компаний «Армада», не смогли прийти к общему мнению о том, нужно ли производить высокотехнологичное оборудование и разрабатывать системное ПО в России. По одну сторону баррикад оказались регулятор отрасли Минкомсвязи и «Ростехнологии», с другой – Центробанк со своим видением ситуации.

Леонид Ухлинов, генеральный директор концерна «Сириус», входящего в структуру «Ростехнологии», заявил, что его организация будет развивать отечественное программное и аппаратное обеспечение для вывода на внешние рынки. В «Сириус» входят предприятия, специализирующиеся на производстве оборудования телерадиовещания, вычислительной техники, радиоэлектронных приборов. Летом 2009 г. Ухлинов заявил CNews, что доля гражданского оборудования, выпускаемого «Сириусом», через 2-3 года вырастет до 50% (против 20% на тот момент) за счет аппаратуры для цифрового ТВ, оборудования для телемедицины и систем автоматизации городского хозяйства. Концерн явно пытается добиться импортозамещения по широкому фронту направлений.

Но не все эксперты согласны с таким подходом. Михаил Сенаторов, заместитель председателя Центробанка, назвал ориентацию исключительно на российские продукты путем в никуда. Он считает, что в России нужно развивать разработку прикладного ПО, не отвлекаясь на производство оборудования и системное программирование. Такую позицию Сенаторов обосновал, приведя в пример свою организацию. «Если брать информационные и телекоммуникационные системы Банка России, то 90% всех решений, продуктов, технических средств – иностранные», - заявил он.

Портал ЦБ, по словам Сенаторова, построен на зарубежных решениях, практически все системное ПО банка также иностранное. «Но если брать прикладное ПО, которое используется в деятельности банка, то здесь все с точностью до наоборот – более 90% составляют российские программные продукты, - добавил зампред ЦБ. - Зарубежные продукты здесь нужны только для взаимодействия с международными рынками».

Центробанк, Минсвязи и «Ростехнологии» спорят о будущем российских высокотехнологичных разработок

По мнению Сенаторова, это отражает положение дел в целом по стране. «Мы катастрофически отстали в технической базе, это ведет к отставанию в системном ПО, но мы сохраняем высокий потенциал в прикладном ПО, - говорит он. - При огромной, более чем на два порядка, разнице возможностей с США нельзя говорить о том, что мы сделаем свою электронную базу, технические средства. Нам надо интегрироваться не туда, где мы опоздали, а туда, где наш потенциал все еще высок – в разработку прикладных программных комплексов».

У президиума конференции позиция зампреда Центробанка не нашла понимания. Сначала советник министра связи Илья Массух не согласился с тем, что возможность использовать российские наработки действительно потеряна. Чиновник, как и руководитель ЦБ, сразу перешел на конкретные примеры. «Существуют в России информационные системы в сотни раз эффективнее и дешевле, чем мировые аналоги, - заявил он. – Портал госуслуг полностью построен на российском оборудовании и ПО. Потрачено на него меньше $5 млн. Подобный проект в Сингапуре был сделан за 5 лет, на него было потрачено более $12 млрд. Посещаемость схожая – примерно 2 млн человек за 3 месяца».

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Вторым проектом, демонстрирующим эффективность российских решений, Массух назвал разрабатываемую систему персонифицированного учета Минздравсоцразвития. Как прокомментировал CNews директор департамента информатизации Минздравсоцразвития Олег Симаков, сейчас на начальном этапе с учетом трат субъектов РФ общие ежегодные затраты на эту систему не превышают $30 млн. «Когда начнется масштабная реализация 10-летних работ, указанная сумма возрастет немного выше, чем на порядок. Точные затраты будут ясны после окончания пилотного проекта в 2010 г., - говорит он. - Мы ожидаем полного завершения ввода персонифицированной информации о застрахованных не позднее конца 2020 г. Что касается разницы в затратах по сравнению с зарубежными проектами, то президент США Обама выделил на создание персучета в США $50 млрд (по $10 млрд. дол. в течение 5 лет)».

«Ставить задачу использовать российское оборудование и ПО мы будем, - резюмировал Массух. – Конечно, западные решения проще использовать. Когда мы начали строить портал госуслуг, к нам пришли Microsoft, IBM, показали свои готовые системы, но мы поставили задачу и ее решили».

Леонид Ухлинов также не оставил без ответа высказывание Михаила Сенаторова. «Тезис о том, что мы в эпоху глобализации должны интегрироваться только с западными фирмами мне не понравился, - сказал он. – На мой взгляд, встав на плечи иностранным партнерам, мы должны стать еще выше. Почему они могут использовать наши мозги, а мы внутри страны не можем собрать собственные коллективы разработчиков для создания своих технологий? Общемировой технологический тренд существует, но его реализация может быть французской, американской, российской. Я за российскую платформу».

Завершил обсуждение этой темы сидевший все это время с непроницаемым лицом Михаил Сенаторов. «Патриотизм – дело хорошее, но нужно смотреть на мир реалистичнее, - сказал он. – Так проще будет найти выгодные для нас решения. Есть ниши, которые заполняют хорошие российские мозги, и не могут заполнить другие страны. Их и надо поднимать. А когда мы займем эти ниши, получим имидж России как лидера индустрии ПО, тогда можно идти дальше».

Денис Легезо