Разделы

Документооборот

Рамки ECM расширяются

Современное западное видение развития ECM-отрасли подразумевает постепенную трансформацию концепций управления корпоративным контентом. Они предлагают перейти к практике менеджмента информацией не только внутри, но извне организации, что предполагает изменение ECM на UCM (Universal Content Management).

В статье под названием Enterprise Content Management Is Dead один из приглашенных экспертов сообщества AIIM Дэн Элем (Dan Elam), вице-президент IQ Group, выдвигает концепцию отказа от традиционного понимания ECM-практики (по сути дела, "смерть ECM"), связанную с современными тенденциями развития веб-технологий. Он отмечает вытеснение веб-браузерами специализированных приложений, которые могут обрабатывать контент, замену электронной почты на общение в социальных сетях и на SMS-переписку, а также расширение количества устройств, на которых может воспроизводиться и сохраняться контент (планшеты, телефоны и так далее). Соответственно, по его словам, необходимо говорить уже не о ECM, а о UCM (Universal Content Management), то есть практиках создания, получения и управления всей значимой для бизнеса информацией как внутри, так и вовне самой компании. Кроме того, специалист отмечает, что современные системы электронного документооборота в ближайшее время окажутся неспособными автоматически обрабатывать контент, сохраняемый в новых форматах или хранящийся за пределами корпоративной сети (например, в Twitter, Facebook или в "облаках" Microsoft и Amazon). Опрос отечественных игроков рынка СЭД показал, что они отчасти разделяют точку зрения западного эксперта, однако не готовы согласиться с его доводами полностью и, тем более, перенести их на отечественный опыт.

Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, полагает, что значимость информации как важнейшего корпоративного ресурса, растет, не снижая темпов, поэтому говорить о "смерти ECM" нельзя. Он согласен с тем, что почта и документы в виде текстов, таблиц и рисунков уже не являются превалирующими в корпоративном контенте, но замечает, что получаемый на основе этой предпосылки вывод неверен. "Во-первых, контент в смысле управления предприятием является не общим, а корпоративным ресурсом, а во-вторых, предприятие также является социумом, причем одним из важнейших для его сотрудников. Поэтому управлять контентом в открытых социальных сетях для предприятия неактуально", - считает он. По его мнению, скорее всего на рынке будут развиваться корпоративные социальные сети, которые получат механизмы связи с открытыми сетями, а разработчики СЭД поймут необходимость управления контентом в корпоративным мессенджерах и блогах.

Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, согласна с автором материала в том, что ECM относится к внутрикорпоративной информации. В свою очередь, работа в социальных сетях, по ее мнению, не относится к корпоративному контенту в том виде, в котором она существует сейчас. Еще один спорный момент, на который обращает внимание госпожа Иванова, связан с тем, что в России только началось понимание ECM, а в эксперт из IQ Group уже рассказывает о том, что будет после этой концепции. "UCM, про которую говорится в статье, - это светлое будущее, но пока автор не говорит, как это будет реализовано. Понятно, что она должна работать с информацией, но непонятно как, равно как и нужно ли вообще соединять в ECM управление внутрикорпоративным и внекорпоративным контентом", - задается она вопросом.

"Данная концепция устанавливает тождество между ECM-концепцией и ECM-системой, а это далеко не одно и то же, - объясняет Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum. - ECM-концепция - это целый "букет" политик, методик, технологий и средств, используемых для управления корпоративным контентом. ECM-система - это средство, отдельная, достаточно вольная, реализация ECM-концепции". По его словам, отдельно взятая ECM-система может не поддерживать работу извне, требовать рутинных операций, чтобы сохранить контент из, например, планшета или коммуникатора. ECM-концепция же лишена таких недостатков: под емкое понятие "корпоративный контент" попадают и SMS, и сообщения в Twitter, и информация профиля пользователя в Facebook. Поэтому, говорит господин Бушмелев, принципиальных отличий изобретенной автором концепции Universal Content Management (UCM) от ECM нет. Он соглашается с мнением авторам материала в том, что корпоративные ECM-систем сейчас испытывают сложности с обработкой новых типов контент (размещенного в вебе), однако по оценкам представителя компании Directum, его доля по сравнению с "традиционными" документами Word электронной почтой различаться, поскольку зависит от сферы деятельности и корпоративной культуры. "ECM-вендоры черпают свое вдохновение не только и не столько в абстрактной и незамутненной ECM-концепции. Они, пусть и с разной степенью оперативности, но реагируют на насущные требования клиента и немножко пытаются заглянуть в будущее", - подытоживает он.

Павел Житнюк, эксперт-аналитик "Корус Консалтинг", замечает, что пока нельзя говорить об отказе от глобальных систем ЕСМ в развитых странах, но тенденция к росту значения внекорпоративных медиа и средств управления неструктурированным контентом действительно присутствует. Прежде всего, это связано с тем, что подход к электронному документообороту менее формализован в западных странах, чем, например, в России, считает господин Житнюк. "На Западе уже давно оперируют понятием обмена не электронными документами, а электронными данными: уже не столь важно, в виде чего оформлена информация (текстового файла, PDF-документа, картинки, блог-поста, аудио- или видеофайла) и где она хранится (внутри компании, на серверах Google, сервисе Dropbox или в Facebook), - рассказывает он. - Играет роль и стремление все больше отдавать непрофильные функции на аутсорсинг внешним службам – бухгалтерия компании ведется в Индии, новости компании публикуются PR-агентством в Twitter, видеоролики выкладываются на YouTube, в небольших компаниях сотрудники работают в Google Docs и так далее. Поэтому, конечно, традиционное понятие ECM размывается с повышением мобильности людей, расширением географии и партнерских связей компаний, увеличением количества сотрудников, не включенных в корпоративный контур обмена информацией".

Рассуждая о различных концепциях трансформации ECM, господин Житнюк отмечает, что предсказываемая экспертами "смерть ECM" и возрождение точечных решений для конкретных корпоративных задач ("локальных СЭД") сталкивается с тенденцией перехода на открытые решения, которая убирает с рынка закрытые ECM-системы (как на развитых, так и на развивающихся рынках). Он предсказывает, что в будущем появятся единые центры аутсорсинга ECM (например, Amazon и Google), которые будут предоставлять полностью все функции, от документооборота до управления корпоративной информацией, которая размещается на их же мощностях.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Эксперт "Корус Консалтинга" не соглашается с тем, что электронная почта сейчас стала архаичным понятием: "несмотря на то, что президент и губернаторы общаются в Twitter, бухгалтеры и менеджеры будут продолжать работать с помощью E-mail, и мало кто из руководителей предприятия или ИТ-директоров доверит деловую переписку сотрудников Facebook или ВКонтакте - нормально настроенная корпоративная почта менее уязвима для НСД и потенциально риск утечки конфиденциальной информации меньше, чем в соцсетях".

"Тенденцией отечественного электронного документооборота является стремление организаций к распространению электронных регламентов на все более широкие классы документов и к созданию тем самым системы документирования, охватывающей все стороны деятельности. Такой подход не допускает даже использование корпоративной электронной почты в качестве хранилища ответственных документов, не говоря уже о социальных сетях и других местах за пределами организации", - подчеркивает Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса.

Григорий Липич, генеральный директор ABBYY Россия, отмечает, что сегодня ECM-системы не способны обеспечивать организацию, поиск и хранение по всем тем видам контента, которым пользуются сотрудники во время работы. Однако для того, чтобы ECM менялись, сначала пользователям нужно для себя определить правила, договориться о том, какие виды контента подлежат учету и хранению, а какие – нет, считает он. "Когда у заказчиков появится представление, например, о том, хранить или нет SMS или переписку в коммуникаторах, архивировать или нет телефонные звонки, тогда и производители ECM-систем начнут создавать соответствующие решения", - полагает эксперт. Он не видит смысла "хоронить" термин ECM раньше времени, так как ключевым заинтересованным субъектом в отношении контента, его хранения, работы с ним останется предприятие, а не отдельно взятый его сотрудник. При этом люди - это высокоинтеллектуальный ресурс предприятия, отмечает господин Липич. "Работая с контентом, они создают добавочную стоимость именно для организации, на которую работают, поэтому и букву "E" рано выбрасывать из акронима ECM. Но сами ECM-системы, конечно же, должны меняться, чтобы быстрее поспевать за меняющимся миром информационных потоков", - заключает он.

"Нельзя не согласиться с необходимостью развития систем управления контентом в сторону расширения их функциональности для работы с информацией, размещенной на неконтролируемых организацией ресурсах. Это, однако, не говорит о смерти ECM, - объясняет свое видение проблемы Андрей Трещук, заместитель управляющего директора компании TerraLink. - Слово Enterprise в названии концепции остается ключевым, ведь задача такой системы - сделать более эффективной работу сотрудников конкретной корпорации, в контексте ее задач и потребностей. Корпоративная система управления контентом должна предоставлять сотруднику сервисы управления информацией в контексте его роли в организации и бизнес-процессах. Важной проблемой является не недоступность информации, на которую намекает статья, а ее избыток, необходимость "очищать" ее от информационного мусора". Аналогичного мнения придерживается и Михаил Потапенко, руководитель департамента продаж Cognitive Technologies, отмечая возрастающую роль новых социальных возможностей интернет для работы с контентом в рамках корпоративных приложений.

В целом, эксперты пришли к общему выводу, что концепция ECM должна так или иначе отвечать требованиям изменившейся среды. Тем не менее, они находят идею перехода к неясной и не особо оригинальной концепции UCM спорной и неприменимой к российском рынку СЭД.

Михаил Демидов