Аналитики ставят на молодых ECM-игроков
Согласно прогнозам аналитиков, в 2011 году рынок систем управления документооборотом будет расти за счет небольших компаний. Также возможны сделки M&A и разделение ECM и СЭД. Отечественные эксперты в целом согласны с выводами и прогнозами западных специалистов, но предлагают не торопить события.Согласно отчету Real Story Group, в 2011 году сегмент ECM-систем может разделиться на подсегменты. В первый войдут инфраструктурные вендоры, выпускающие платформенные решения для управления документооборотом для очень крупных производств. Во втором будут находиться игроки помельче, продукты которых применяются для более частных задач. Эксперты считают, что год будет удачным именно для последних, поскольку в первом сегменте рынок поделен между Oracle, IBM, EMC и Microsoft и вообще не растет (количество проектов от 1 млн долларов не увеличивается уже длительное время при общем росте ECM-рынка), тогда как во втором сегменте вендоры смогут предложить инновации в области поиска, хранения и архивирования контента, а также конкурентноспособные функциональные клиент-ориентированные системы. Вместе с тем, в отрасли возможны изменения, в частности, сделки слияния и поглощения, что будет риском для конечных покупателей таких продуктов. На вопрос CNews, какие именно вендоры могут участвовать в M&A сделках, главный аналитик Real Story Group Алан Пельц-Шарп назвал Autonomy, указав, что эта компания может как сама поглотить другие бизнесы, так и слиться с каким-либо более крупным игроком. Также он отметил возможность поглощения ECM-игроками вендоров BPM-систем. Аналитик уверен, что стагнация крупных ECM-решений связана с тем, что на рынке наблюдается ожесточенная конкуренция между вендорами – с одной стороны, на них оказывает влияние Microsoft SharePoint, с другой – open source ECM-продукты. Сами же покупатели, по его словам, также пока осторожно тратят свои деньги на подобные проекты и имеют менее выраженный интерес к идеям централизации всех систем управления документооборотом при повышенном внимании к стоимости и возможным сложностям таких проектов. Опрос российских экспертов рынка СЭД показал, что эти тенденции наблюдаются и в отечественной отрасли.
Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, согласен в общих чертах с результатами исследования, но не стремится трактовать ситуацию с развитием вендоров однозначно (он приводит в пример интенсивное развитие EMC Documentum, Microsoft, SAP, OpenText). Эксперт соглашается с аналитиками RSG, что на рынке по-прежнему имеются ниши для инноваций, и что эти ниши открыты в первую очередь для небольших и молодых компаний, основным рынком для которых являются небольшие проекты на уровне отдельных подразделений, где не требуется масштабирование, быстродействие, функциональная полнота и глубокая интеграция в корпоративную инфраструктуру. "Это типичный рынок для российских разработок в области ECM, хотя более правильный термин для такого рода решений, конечно же, СЭД", - считает господин Бейдер. Бейдер убежден, что наблюдаемое разделение рынка так называемых "инфраструктурных" и "чистых" поставщиков ЕСМ-систем будет усиливаться. У покупателей продуктов от первых вендоров могут возникать опасения из-за возможной политики по созданию гетерономной среды (ПО и оборудование диктуется поставщиком), а у вторых – из-за опасений относительно стабильности их положения на рынке. "В России мы наблюдаем полное продолжение западной ситуации противостояния "инфраструктурных" и "чистых" поставщиков ЕСМ. Первые, по определению, имеют более широкую клиентскую и финансовую базу, и их положение на рынке выглядит практически непоколебимым, - объясняет Александр Бейдер. - Однако "чистые" поставщики, по определению, имеют значительно более глубокое понимание потребностей клиентов, могут более гибко маневрировать, вступать в альянсы с другими вендорами, и их позиция на рынке будет только возрастать. Российские СЭД, в основном, ориентированы на решение задач управления организационно-распорядительными документами, и, в незначительной степени, договорами. Это, скорее всего, та часть рынка, которая определяется словами "чистые" и "мелкие"".
Сергей Курьянов, директор по развитию Docsvision, соглашается с тем, что в реальности заказчики чаще исходят из нужд уровня отдельного департамента при выборе инструмента ECM для предприятия, а желание построить единую ECM систему у них является вторичным. Говоря о смещении точки роста рынка ECM в область процессно-ориентированных решений, он полагает, что это является просто объективной закономерностью жизненного цикла любой инновации: "Жизненный цикл ECM прошел уже площадку максимального роста и естественно приходит к дифференциации на "вторичных" продуктах". Сергей Курьянов не прогнозирует разделения ECM и СЭД, отмечая, что вместо этого будет зафиксирован рост продаж специализированных продуктов, связанный с оптимизацией уже внедренных у заказчиков ECM-решений. "В России ECM пока не вышел на площадку максимального роста, но в целом тенденция к выделению игроков процессно-ориентированных решений на базе общих платформ начинает формироваться и у нас", - подытоживает он.
С результатами западного исследования согласна и Ирина Кубликова, директор по маркетингу "БОСС-Референт". Говоря о местном рынке, эксперт подчеркивает, что изначально все российские продукты росли от специализированных систем для автоматизации канцелярии к комплексным решениям для работы с различными электронными документами, при этом сегодня присутствует спрос как на комплексные системы для автоматизации управленческого документооборота, так и на специализированные отраслевые решения (интерес к последним растет последние несколько лет). "Рост мелких и средних игроков - это вполне закономерный процесс на любом динамично развивающимся и растущем рынке. И поскольку эти игроки малы, то и зачастую развиваются они быстрей, действуют агрессивней и гораздо больше рискуют. Это и понятно, игроки крупные и известные слишком дорожат своей репутацией, которая дорогого стоит", - замечает Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС. По ее мнению, в России такой ситуации нет – на местном рынке в последние 1-2 года выделились несколько игроков рынка ECM, которые и являются основными, а новых игроков рынка, ведущих какую-либо политику по продвижению на рынок, не наблюдается. Эксперт уверена, что в отрасли заметен тренд (в том числе, и в России), когда на рынке формируется пул игроков с доминирующим положением и ведущих последовательную политику по развитию ECM и СЭД продуктов и завоеванию рынка.
Сергей Бушмелев, ИТ-аналитик Directum, убежден, что западные эксперты отмечают продолжение антикризисного тренда, когда продажи растут за счет "коробочных" решений. Но вместе с тем он уверен, что в 2011 году продолжится оживление, начавшееся годом ранее, в сегменте крупных проектов, для которых нужны ECM-платформы, причем в России оба направления (ECM и СЭД) будут расти, пусть и с разной скоростью. "На мой взгляд, крупные отечественные вендоры смогут поиграть в обеих группах. Для этого им придется, как развивать свою платформу, так и предлагать готовые-бизнес решения. Первое необходимо, чтобы успешно участвовать в тендерах на создание сложных ad hoc решений, и не быть скованными ограничениями чужой платформы. Наличие понятных бизнес-решений по адекватным ценам привлечет к компании внимание среднего бизнеса, а этот рынок - один из самых быстрорастущих. Наиболее успешные вендоры смогут привлечь к созданию бизнес-приложений также своих партнеров. Это приведет, точнее, уже приводит к росту специализации партнеров, продвигающих и развивающих свои бизнес-решения", - прогнозирует специалист. Алексей Леонтьев, куратор проектов департамента Documentum "Корус Консалтинг", также видит основания для развития двух сегментов рынка, но считает, что конкуренция будет идти не между двумя классами систем, а внутри каждого класса (в силу круга решаемых задач).
В целом специалисты уверены, что в 2011 году отрасль ECM сохранит положительную динамику развития, как за рубежом, так и в России.
