Разделы

Документооборот

СЭД покупают в нагрузку к iPad

На российском рынке СЭД наметился новый мощный тренд – все крупнейшие вендоры создали мобильные клиенты или уже объявили о создании своих систем для мобильных устройств, прежде всего, планшетных компьютеров Apple iPad. CNews выяснила, что данные решения не только являются данью моде, но и помогают активно продавать "взрослые" решения.

По данным CNews, в настоящее время все крупные игроки рынка СЭД (Босс-Референт, Cognitive Technologies, Directum, DocsVision, Интертраст, ЭОС) объявили о создании или завершили разработку мобильных клиентов СЭД. Данные разработки выполнены преимущественно под планшет Apple iPad, являющийся лидером этого сегмента мобильных устройств, хотя есть версии и под альтернативные платформы (Android OS, Windows 7). В целом функциональность мобильных клиентов позволяет руководителям просматривать сами присылаемые документы и данные, принимать решения об утверждении документов, добавлять пометки, создавать поручения и отслеживать их выполнение в онлайн и автономном режиме (с последующей синхронизацией с корпоративным сервером), тем не менее, у некоторых компаний эта функциональность различается.

Так, в "Мобильном рабочем месте руководителя" от Digital Design реализована интеграция не только с СЭД (приоритет отдан DocsVision, но, по данным разработчиков, заказчик может заказать интеграцию с любой другой системой), но и с другими КИС, а именно, с BI-системами, электронной почтой и пр., причем сама разработка может вписываться в существующие политики безопасности в организации. В случае использования "АРМ Руководителя" от ЭОС на планшетном устройстве пользователь получает как все возможности работы с бумажным документом (нанесение рукописных резолюций), так и все преимущества электронного документа (скорость получения данных, интерактивность, возможность передать голосовое сообщение), плюс для защиты информации предусмотрено использование электронно-цифровой подписи. У Directum решение Flexis iDecide Documents for DIRECTUM и у "Интертраст" Рабочее место СЭД Company Media (доступно для бесплатной загрузки в ознакомительных целях в App Store) обеспечивают только базовую функциональность по просмотру, рецензированию и согласованию документов, но, по заверениям разработчиков, в максимально удобных пользовательских интерфейсах, ориентированных на эти задачи. Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "ИнтерТраст" по развитию бизнеса, заметил, что при разработке учитывалось, какие именно операции и каким категориям участников документооборота будет удобно и полезно выполнять удаленно с помощью мобильных устройств. "При этом детально прорабатываются возможные сценарии работы, которые увязываются с общими принципами функционирования СЭД. Например, через руководителя высшего звена проходят такие большие объемы документов, что он не может обойтись без помощников. Поэтому для него предусматривается возможность формирования его помощниками специальной "разреженной" атмосферы информационных потоков, а мобильное устройство органично вписывается в это единое для руководителя и его окружения информационное пространство. При этом ему не нужно заботиться о синхронизации, подборе требующих его участия документов, их сортировке", - отметил он.

Примечательно, что опрошенные игроки рынка, запустившие продажи своих мобильных клиентов СЭД, отмечают, что их разработки пользуются спросом и даже помогают продавать десктопные версии систем. "Там, где "Мобильное рабочее место" уже внедрено, оно повышает степень использования топ-менеджерами существующей системы электронного документооборота. Руководители начинают использовать СЭД в полную мощь. Таким образом, мобильный клиент СЭД повышает эффективность самой СЭД в организации", - заявляет Дмитрий Лившиц, коммерческий директор Digital Design. Он указывает на 5 проектов, которые находятся в настоящий момент в стадии завершения (среди них – РАО РЖД и Правительство Мурманской области), при этом переговоры о внедрении "Мобильного рабочего места руководителя" на планшетах в примерно 10 компаниях находятся на финальной стадии. По его словам, количество реализуемых проектов связано не столько со спросом, который весьма высок, сколько с возможностями Digital Design выполнить определенный объем работ с надлежащим качеством. На вопрос о стоимости решения Дмитрий Лившиц ответил, что она очень сильно зависит от количества рабочих мест и функциональности, но отметил, что количество рабочих мест в разных организациях, в которых реализуются или планируются к реализации такие проекты, варьируется от 10 до нескольких сотен. В разговоре с корреспондентом CNews он также заметил, что данное решение являлось результатом работы специального Центра разработки решений для планшетов, который был открыт в июле 2010 года, и в настоящий момент оно уже вышло на безубыточный уровень. Также благодаря мобильному решению многие клиенты Digital Design приобретают еще и СЭД DocsVision. Назвать точную сумму инвестиций в проект он отказался, подчеркнув, что были не очень большими.

Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС, рассказала CNews, что "АРМ Руководителя" уже эксплуатируется руководством нескольких субъектов РФ и планируется к использованию в ряде федеральных министерств и ведомств. Она полагает, что продукт окупится совсем скоро за счет проектов и больших заказов, причем как в госсекторе, так и в коммерческих компаниях, а говоря о рыночных перспективах таких решений, отмечает, что наличие в портфеле продуктов мобильного решения постепенно станет практически необходимым для любого поставщика СЭД/ECM-систем. Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям DIRECTUM, подчеркнув, что iDecide Documents for DIRECTUM недавно было предложено рынку, также отметил, что к нему есть стойкий интерес со стороны топ-менеджмента коммерческих структур и государственных органов. В настоящее время специалист оценивает рынок решения в несколько десятков лицензий в год, и эта цифра будет расти. Он не озвучивает стоимость продукта, но заявляет, что она будет сопоставима с уровнем его пользователей.

Михаил Потапенко, руководитель департамента продаж ПО Cognitive Technologies, констатирует, что пока мобильные решения не являются основой продаж на рынке СЭД, и вряд ли станут таковыми в ближайшем будущем, поскольку они, прежде всего, интересны руководству и ключевым специалистам, на долю которых приходится всего 5%-8% от общего числа пользователей электронного документооборота. По этой причине большая часть рабочих мест СЭД будет установлена на стационарных компьютерах, и это касается как коммерческих, так и государственных организаций. В соответствии со статистикой Cognitive Technologies, удаленный доступ к СЭД интересует 25-30% клиентов. Предыдущий год стал просто периодом бума – спрос на работу с документами через мобильные устройства показал существенный рост, считает Ирина Кубликова, директор по маркетингу "БОСС-Референт". "Однако iPad-клиенты ни в коем случае не заменят обычной работы с документами через компьютеры и ноутбуки в офисе — это все же в первую очередь мобильное приложение. Поэтому полагать, что наличие iPad-приложения может определять выбор корпоративной ECM-системы или, тем более, платформы для нее, было бы большим заблуждением. Скорее наличие у разработчика ECM-системы такого приложения добавляет привлекательности продукту, причем в первую очередь в глазах руководителей компании, а на практике приложение помогает вовлечь в работу с документами топ-менеджеров, которые в силу мобильности и особенности их работы с документами часто пренебрегают самостоятельным использованием СЭД", - считает она. Оценивая стоимость таких продуктов, она предлагает отталкиваться от суммы в 1 млн рублей, которая сильно будет зависеть от сложности и качества продукта, а также ресурсов, задействованных в проект разработки и вывода на рынок. Одна из наиболее емких статей в создании такого продукта – это дизайн интерфейсов, считает она, подчеркивая, что она может быть бесконечной.

В целом, отечественные компании замечают, что данные решения будут пользоваться популярностью и в 2011 году.

Михаил Демидов