Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Мобильная связь

Молдавский банкир поставил на «счетчик» русских связистов

Попытка найти нового владельца для созданного российской Eventis Telecom молдавского сотового оператора Eventis Mobile обернулась скандалом. Как стало известно CNews, несостоявшийся покупатель актива — компания Victomax, владельцем которой считают учредителя «Молдинкомбанка» и экс-депутата Вячеслава Платона — из-за срыва сделки требует от оператора $5,25 млн.

В распоряжении CNews оказалось письмо председателя комитета кредиторов молдавского сотового оператора Eventis Mobile Натальи Верлан судье Экономической апелляционной палаты Кишинева Аурелу Коленко. В письме комитет кредиторов просит судью аннулировать результаты проведенного 14 марта управляющим несостоятельности Eventis Mobile Вячеславом Апостолом аукциона по продаже имущественного комплекса оператора. Победителем аукциона стала украино-молдавская компания Victomax Sistem, однако сделка не состоялась, из-за чего, как указывает Верлан, Eventis Mobile получил претензию на 60 млн лей ($5,25 млн).

Eventis Mobile был создан в 2006 г. 51% акций компании принадлежат кипрскому офшору с российскими корнями Eventis Telecom Holdings (ETH), 49% - молдавскому предпринимателю Юрию Чебану. Компания построила сотовую сеть в стандарте GSM 900/1800, но в начале 2010 г. обанкротилась и прекратила работу. Назначенный судьей Коленко управляющий Вячеслав Апостол в прошлом году дважды безуспешно пытался продать имущество оператора, в марте с третьей попытки аукцион состоялся. Ставшая победителем компания Victomax обещала заплатить за актив 120 млн леев ($10,5 млн) при стартовой цене 118 млн леев ($10,3 млн).

Перед началом аукциона Victomax, как и второй участник торгов — Grandmax Group, перечислила аванс в размере 12 млн леев ($1 млн). 22 марта Апостол и Victomax подписали предконтракт, обязывающий покупателя в течении 20 дней перевести оставшиеся 108 млн леев ($9,5 млн). Впоследствии стороны подписали два допсоглашения к предконтракту, согласно которым Victormax оплачивает сделку двумя траншами, при этом первый транш в размере 60 млн леев ($5,25 млн) считается задатком, и в его сумму включается уже внесенный покупателем аванс. Окончательный же договор купли-продажи должен был быть подписан в день поступления второго транша, срок уплаты которого был продлен до 11 апреля.

Однако 6 апреля Окружной экономический суд запрещает Апостолу завершать сделку на основании заявления проигравшего участника аукциона — компании Grandmax, обосновавшей свою жалобу отсутствием согласия комитета кредиторов на проведение торгов (копия иска имеется в распоряжении CNews). В связи со срывом сделки Victomax, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Молдавии, потребовала вернуть ей задаток в двойной размере — 120 млн леев ($10,5 млн). Половина этой сумма была выплачена путем возврата переведенных Victomax средств, оставшуюся половину Eventis Mobile, в случае удовлетворения требований несостоявшегося покупателя, должен будет доплатить.

Произошедшее, по мнению Верлан, стало результатом «подмены понятий», осуществленной Апостолом под диктовку Victomax в нарушение первоначальных условий аукциона и в ущерб интересов кредиторов. «Транши по оплате сделки ни в коем случае нельзя рассматривать как задаток, а аванс — как часть задатка, - говорится в письме комитета кредиторов. - В результате Eventis Mobile потеряла 12 млн леев ($1 млн), которые не должны были возвращаться Victomax в случае срыва сделки по ее вине, а Апостол чуть было не подписал договор купли-продажи до полной оплаты сделки (этому помешал нотариус)». Соучредитель Eventis Mobile Юрий Чебан считает происходящее рейдерской атакой, устроенной судьей Коленко, управляющим Апостолом и владельцем «Молдинкомбанка», бывший депутатом парламента Молдавии Вячеславом Платоном.

«Victomax и Grandmax действуют заодно: они зарегистрированы по одному и тому же адресу и имеют счета в «Молдинкомбанке», - заявил CNews Чебан. - Этот же банк предоставил им кредиты для оплаты участия в аукционе, причем если Victomax заложил под кредит 11 недостроенных квартир в Кишеневе, то Grandmax получил беззалоговый кредит. С учетом того, что признанные долги Eventis Mobile составляют 110 млн леев ($9,6 млн), Victomax с претензией на 60 млн леев претендует на роль крупнейшего кредитора оператора и сможет контролировать процесс его банкротства».

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Ранее структуры Платона уже участвовали в ряде корпоративных конфликтов, скупая долги страховой компании Moldasig (дочернее предприятие «Росгосстрах»), украинского «Энергоатом», молдавского Глодянского сахарного завода и др., причем в последнем случае среди «недружественных» кредиторов предприятия была и компания Victomax Sistem.

Вячеслав Апостол отрицает обвинения в свой адрес, утверждая, что он был вынужден изменять условия договора с Victomax с целью заключить сделку в условиях ряда наложенных на имущество Eventis Mobile арестов.

«Конечно, Victomax не имеет опыта работы на рынке сотовой связи и компания, скорее всего, не стала бы конечным приобретателем имущества Eventis Mobile, передав актив кому-то из третьих лиц, - говорит Апостол CNews. -В срыве же сделки виноват Юрий Чебан: люди из его окружения попали в комитет кредиторов и стали рассылать предупреждения о незаконности ее проведения ввиду отсутствия разрешения от них. Это при том, что в прошлом году комитет кредиторов давал согласие на продажу имущества оператора российско-молдавской Atel Sistems по цене в три раза меньше — 40 млн леев ($3,3 млн)».

Оспорить сделку с Victomax пытаются и российские компании – ETH и поставщик телекоммуникационного оборудования «РТК-Лизинг», которые подали иски в Экономическую апелляционную палату. Россияне не довольны тем, что их не включили в состав комитета кредиторов Eventis Mobile. Претензии же Victomax к Eventis Mobile в ETH называют безосновательными. «Задаток, заплаченный Victomax, был возвращен компании, попытка же предъявить дополнительные претензии будет оспорена в суде», - заверила представитель ETH Мария Сафронова.

Игорь Королев