Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет Веб-сервисы

LinkedIn провел успешное IPO: стоимость компании выросла в 2 раза

LinkedIn стала первой среди социальных сетей, разместившая свои акции на бирже. В первый день стоимость бумаг сразу же подскочила, увеличив капитализацию компании в 2 раза до $9 млрд.

LinkedIn, самая популярная в мире социальная сеть для делового общения, успешно разместила свои акции на фондовой бирже в Нью-Йорке. В ходе IPO было размещено 10% или 7,8 млн акций по цене $45 за штуку, что значительно превысило ожидания аналитиков. LinkedIn разместила на бирже 4827804 своих акции. Еще 3012196 ценных бумаг выставили на продажу акционеры сети. Всего в рамках IPO компании удалось привлечь $352,8 млн.

Ранее предполагалось, что акции будут торговаться по цене в $32-35 за штуку. Таким образом, оценку общей стоимости LinkedIn повысили до $4,5 млрд, что, по мнению финансовых экспертов, является впечатляющим показателем для компании, особенно принимая во внимание, что прибыль LinkedIn в прошлом году составила всего $15 млн при доходах в размере $243 млн.

После размещения акций LinkedIn за первые часы они подорожали на 84% до $83 за бумагу, а затем выросли еще до $85,99. Торги закрылись на отметке $94,25 за акцию, при этом максимум в течение торгового дня достиг $122,70 за бумагу. В итоге за первый день курс акций вырос на 109%, подняв капитализацию компании примерно до $9 млрд.

IPO стало крупнейшим по числу акций выходом на биржу среди интернет-компаний со времен IPO интернет-гиганта Google: в 2004 г. поисковик продал 19,6 млн акций по $85 за штуку, выручив $1,67 млрд. Многие эксперты считают IPO LinkedIn достаточно спорным, отмечая неоправданно высокую цену акций и завышенные ожидания многих инвесторов, заинтересованных во вложениях в эту компанию. По словам аналитиков, существует опасность возникновения нового «интернет-пузыря».

LinkedIn стала первой социальной сетью, разместившей свои акции на бирже
LinkedIn стала первой социальной сетью, разместившей свои акции на бирже

В 2010 г. выручка LinkedIn выросла на $123 млн или 102% и составила $243 млн. Чистая прибыль выросла на $19,4 млн или 487% до $15,4 млн. Фактически, 2010 г. стал первым прибыльным для компании (в 2009 г. ее убытки составили $3,9 млн). Почти половина доходов (42%) была получена с предоставление платного доступа к инструментам для поиска сотрудников. Еще 33% принесла онлайн-реклама и 25% - продажа премиум-аккаунтов.

Сторонники LinkedIn отмечают, что компании удалось создать уникальную модель, которая позволяет соцсети получать доход сразу из трех практически равноценных источников. «У них есть три полноценных источника доходов. Это действительно хороший знак. Кроме того, количество пользователей социальной сети продолжает расти», - прокомментировала аналитик eMarketer Дебра Ахо Вилльямсон (Debra Aho Williamson).

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Успех или провал LinkedIn на бирже может оказать влияние на всю Кремниевую долину и интернет-индустрию в целом, считает Wall Street Journal. Дело в том, что LinkedIn первой из подобных проектов вышла на биржу, опередив других фаворитов интернет-рынка, таких как Facebook и Groupon. IPO Facebook ожидается весной будущего года.

Среди недостатков сервиса называют слишком низкие финансовые показатели и тот факт, что многие владельцы аккаунтов редко заходят на сайт. Еще одним важным обстоятельством является мощная конкуренция со стороны других представителей рынка. «Мы видим целый ряд компаний, которые взяли платформу Facebook и используют ее для рекрутинга и профессионального общения между пользователями. С другой стороны, другим профессиональным соцсетям будет очень сложно догнать LinkedIn», - отметил Лу Кернер (Lou Kerner), аналитик Wedbush Securities.

На сегодняшний день LinkedIn имеет более 100 млн зарегистрированных пользователей против 10 млн в 2007 г. По словам представителей компании, во второй половине прошлого года число пользователей росло на миллион каждые десять дней.

Антон Труханов