Разделы

ПО Свободное ПО Бизнес Кадры Тендеры Цифровизация Бизнес-приложения Открытое ПО

РАСПО развалилась, разработчики СПО ставят на программную нацплатформу

Ключевые участники Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО) объявили о своем выходе из этой организации. Сразу после того, как ассоциация стала инструментом влияния компаний, контролируемых экс-министром связи Леонидом Рейманом, ее покинули ведущие академические институты и разработчики. РАСПО, так и не достигнув результатов, развалилась. Инициатива развития свободного ПО в России перешла к Национальной программной платформе.

Как стало известно CNews, РАСПО по собственному желанию покинули сразу три академических института: ИПИ (Институт проблем информатики), ИСП (Институт систем программирования), НИИСИ (Институт системных исследований) и разработчик процессоров семейства «Эльбрус» компания «МЦСТ».

Покинувшие РАСПО, не стали публично объяснять причины своего решения. Так, гендиректор «МЦСТ» Александр Ким описал мотив выхода из ассоциации «как отсутствие перспектив присутствия в ней». Глава ИСП РАН академик Виктор Иванников, подтвердив CNews выход своего НИИ из РАСПО, тоже не стал комментировать его причины.

Как проходил развал РАСПО

Российская ассоциация свободного программного обеспечения была создана в мае 2009 г. Бывший член РАСПО в разговоре с CNews замечает, что при создании ассоциации ее учредители подразумевали, что она станет «согласительной и экспертной площадкой» для своих участников — игроков рынка свободного ПО. Единый орган с консолидированной позицией по ключевым вопросам отрасли был нужен и государству: вести диалог с ассоциацией всегда продуктивнее, чем с множеством относительно мелких компаний. Этого статуса ассоциация достичь не смогла, сетует он, а стала всего лишь инструментом заработка для части своих членов.

В фазу раскола РАСПО вошла в начале сентября 2011 г., когда ассоциацию покинул разработчик отечественного одноименного дистрибутива ALT Linux. В тот же день с поста главы ассоциации был изгнан академик Виктор Иванников.

Вскоре CNews, основываясь на информации источников в отрасли сообщил, что заявления о выходе из РАСПО написаны еще несколькими компаниями-участницами.


Картинка с сайта РАСПО с разлетающимся одуванчиком оказалась пророческой

Это сообщение было тут же подвергнуто необоснованной критике членом правления РАСПО и руководителем «Пингвин Софтвер» Дмитрием Комиссаровым, который, как показало время, не обладал полной информацией о происходящем. В своем блоге он заявлял, что «писем о выходе из РАСПО никто не получал», а сообщения CNews являются ошибочными. В итоге информация нашего издания полностью подтвердилась: массовый исход членов из состава ассоциации состоялся.

По информации CNews, на днях численность ассоциации, в которой сейчас осталось только 10 организаций, может уменьшиться еще на одного участника.

Перезагрузка под экс-министра

Гипотезу массового исхода из ассоциации высказал CNews источник, близкий к событиям внутри РАСПО. По его мнению, выход многих членов из организации был спровоцирован изменениями в составе руководства РАСПО и новой политикой ассоциации.

Как рассказывает собеседник CNews, в правлении РАСПО сформировалось ядро аффилированных коммерческих компаний, объединенных близостью к бывшему министру связи Леониду Рейману: «Пингвин Софтвер» (Дмитрий Комиссаров), «Роса» (представленная Юлией Овчинниковой) и «Мезон.ру», российский дистрибьютор принадлежащей Рейману французской Mandriva (представленный Павлом Фроловым). В последнее время их интересы поддерживают глава «Линукс Инк» Леонид Сомс и представитель ВНИИНС Илья Свирин, также входящие в правление.

После формирования «околореймановского» ядра, получившего большинство в правлении, РАСПО стало инструментом для поддержки его коммерческих интересов (например, в конкурсе на создание прототипов элементов национальной программной платформы «Пингвин» и ВНИИНС выступили как «кандидаты от РАСПО»).

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Перетягивание одеяла не слишком нравится участникам ассоциации, которые не получают своего бенефита, и совсем не нравится академическим организациям, которые хотели видеть в РАСПО не только клуб по освоению бюджетных денег, но и экспертную площадку российского сообщества СПО. Поэтому, когда президент РАСПО академик РАН Виктор Иванников стал мешать планам аффилированных компаний, его заменили на нынешнего главу Андрея Короткова (первого заместителя министра Реймана в 2002-2003 г.г.), а следствием «эффекта домино» стал уход из ассоциации всех академических организаций, говорит собеседник CNews.

Курьез и скандал

Можно вспомнить, что сразу после изгнания с поста президента академика Иванникова, от лица РАСПО было направлено скандальное письмо главе совета по развитию информационного общества при президенте Сергею Нарышкину с просьбой отменить конкурс на разработку элементов национальной программной платформы (НПП) из-за заведомо невыполнимого технического задания.

Интересно, что отправив письмо о невозможности исполнения конкурсного задания, РАСПО тут же делегировала от своего лица на конкурс компании ВНИИНС и «Пингвин Софтвер». «Пингвин» в итоге стал победителем тендера на разработку элементов программной нацплатформы.

Алексей Смирнов, гендиректор ALT Linux, назвал эти события курьезом: «Не каждый день на конкурсах побеждает исполнитель, официально заявивший, что задание выполнить невозможно».

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Но проблема даже не в этом. Недавний член РАСПО в разговоре с CNews замечает, что с обещанием исполнить условия конкурса всего за 16 дней и 5 млн. рублей, «Пингвин» вряд ли справится с поставленной задачей качественно. А это нанесет ущерб как идее внедрения СПО в России, так и репутации всех участников СПО-сообщества.

В этой связи многие вспоминают провальный проект «Пингвин Софтвер» по внедрению системы электронного документооборота на базе свободного ПО в Минкомсвязи. В 2009 г., как и в случае с разработкой прототипа программной нацплатформы, за свои услуги «Пингвин Софтвер» запросил смехотворную сумму – 30 тыс. руб. (на два порядка меньше конкурентов). Решение, созданное компанией, должно было стать типовым и распространяться в других органах госвласти. В итоге система работает неудовлетворительно, что не позволяет рекомендовать ее кому бы то ни было. По информации CNews, спустя два года министерство вынуждено создавать СЭД с нуля.

Разработка против импорта

Скандал с выбором победителя тендера на разработку НПП привлек внимание многих. Депутат от КПРФ Александр Куликов обеспокоился как ходом конкурса, так и опасностью того, что национальной программной платформой станет французская разработка Mandriva. При всей наивности депутатских аргументов можно заметить, что раскол внутри РАСПО действительно прошел по линии между поставщиками зарубежных дистрибутивов (Mandriva, RHEL) и ALT Linux, единственным российским разработчиком ОС полного цикла.

История РАСПО завершена, говорит Леонид Ухлинов, гендиректор концерна «Сириус», координатора Технологической платформы «Национальная программная платформа» (ТП НПП). «В свое время, когда РАСПО только создавалась, о свободном ПО в России мало кто знал. После начала работы ассоциации на СПО стали обращать внимание - вплоть до того, что в стране появилась государственная концепция его внедрения в органах госвласти. Важную роль в этом сыграла РАСПО и ее тогдашний руководитель академик Иванников», - говорит Ухлинов. - «Теперь, когда правительством утверждена программа развития Национальной программной платформы РАСПО выполнила свою роль. Все компании, которые сейчас выходят из РАСПО — члены НПП. Скорее всего, в нее же вольются и пока оставшиеся в ней организации».