Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Самое откровенное мнение владельца бизнеса об ИТ-поставщиках в России

ИТ-поставщики в ритейле исторически ориентируются на гигантов с большими бюджетами, при том, что количество таких заказчиков ограничено. Реального рынка среднего и малого розничного бизнеса вендоры не охватывают и предложений для них не формируют, считают сами розничные игроки, находящиеся за пределами первой десятки.

В отличие от банков, которые постепенно начинают экспериментировать с "отделениями будущего" в России, ритейл не торопится открывать Future Store. Если не считать единственного имиджевого проекта такого рода, запущенного одной из крупнейших сетей страны.

Собственно X5 Retail - один из тех немногих отечественных игроков, платежеспособность которых собирает очередь из ИТ-поставщиков, считает Дмитрий Потапенко, бывший управляющий сетью «Пятерочка» в Москве и Московской области, а сегодня управляющий партнер Management Development Group, владелец сетей «Миллениум» и «Гастрономчикъ», а также ресторанов быстрого питания «Ресторанчикъ».

Выступая в рамках CNews FORUM 2011 на секции «Розница: инновации для настоящего», Дмитрий Потапенко достаточно жестко обозначил границы реального рынка информатизации российского ритейла.

«Те решения для розничной автоматизации, которые предлагают сегодня основные ИКТ-поставщики, ориентированы на 5-6, максимум 10, крупнейших ритейлеров. Потребности оставшихся 99,9% им неинтересны, - заявил он. - По данным департамента торговли Москвы, в городе зарегистрировано 18 тыс. розничных предприятий стационарной торговли и 13 тыс. – нестационарной. Деятельность этих 30 тыс. предприятий автоматизируется на коленке дядей Васей исходя из местных инфраструктурных возможностей, а вернее, их отсутствия».

Метафора Потапенко, отражающая по его мнению, реальное положение дел на рынке розничной информатизации - это ситуация бутылочного горлышка, когда отраслевые ИТ-поставщики борются за контракты с 5-6 лидерами, игнорируя потребности остальных и тем самым убивая рынок. Как известно, эта ниша сокращается и естественным образом - на фоне укрупнения консолидирующихся игроков.


Дмитрий Потапенко откровенно рассказал, что он думает об ИТ-поставщиках

Так, первой в стране внедрившая SAP «Копейка» недавно вошла в X5 Retail. В кризис заметно сократилось «поголовье» цифровой и даже бытовой розницы. Фактически ушел с рынка «Рамстор», продав часть магазинов сети «Ашан». Исчез без следа инновационный лидер середины 00-ых - Marktkauf с электронными ценниками. Так и не рискнули вести бизнес в России после неоднократных попыток и примерок Wal-Mart и Carrefour. Отказалась от дальнейших инвестиций в нашей стране пережившая скандальные разбирательства IKEA.

Другими словами, потенциал расширения числа гигантов - в том числе за счет иностранных игроков, традиционно ориентированных на инновации - в России в ближайшие годы не слишком высок, к тому же с поправкой на все известные риски.

Выступление Дмитрия Потапенко на CNews FORUM

С другой стороны, как обращает внимание Потапенко, первая розничная десятка хотя и укрупняется, но никогда не захватит весь рынок. Рынок, где до сих пор ключевая проблема – инфраструктура, причем ассоциируемая не с магазином будущего и не с RFID, а банально - с организацией связи (не считая проблем с электричеством или даже канализацией в регионах).

Потапенко ведет бизнес в российских регионах - и приводит пример, как до сих пор решаются ИКТ-проблемы на местах. В магазине в г. Ессентуки, в частности, «надо купить 30-метровую удочку, повесить на нее мобильный телефон. Чтобы передать пакет данных, надо поднять удочку на полную длину. Этот процесс – реальный уровень телекоммуникационных и информационных технологий сегодняшнего дня».

«Часть моих магазинов работает на ворованных американских рациях, которые мы достали во время Первой чеченской войны, - говорит Потапенко. - Потому что в местах, где расположены эти магазины, нет никакой сотовой связи. Когда я говорю «никакой» – это означает никакой в принципе, даже самой слабой».

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Рознице в первую очередь нужен устойчиво работающий мобильный телефон, считает Потапенко: «Будут ли операторы строить инфраструктуру? Нет, им это неинтересно, и нам приходится самим организовывать связь. Точно так же, как в свое время ритейлу пришлось строить логистические комплексы, хотя это не его функция».


Аудитория розничной секции CNews FORUM во многом поддержала Дмитрия Потапенко

То, что розница научилась выживать вообще без ИТ-поставщиков подтверждали в кулуарах CNews FORUM и другие участники. Например, руководитель ИТ-службы одной средней московской сети, специализирующейся на продаже товаров для детей и студентов, отмечает со своей стороны: «На беспроводную связь не полагаемся. Обслуживающего персонала чинить сломанный интернет не наберешься».

«Мы используем офлайн-синхронизацию, - продолжает он. - А это значит: на флэшку утром записал - отнес на торговую точку, вечером на точке записал - принес в офис. Очень надежная система, и два сисадмина у нас в состоянии обслуживать 40 точек, офис и склад с 8 утра до 12 ночи 7 дней в неделю, хотя количество компьютеров давно за сотню перевалило. При этом периодически разные интеграторы уверяют, что у нас все работает неправильно, а они могут сделать «конфетку», поставив свою систему».

Дмитрий Потапенко, что любопытно, тоже упоминал всего двух ИТ-сотрудников, которых достаточно для решения всех проблем. Также он сообщил, что лично контролирует все «тендеры» на ИТ-поставки - потому что хорошо понимает реальную ценность и значимость для бизнеса приобретаемого аппаратного обеспечения и систем.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Помимо прочего, он не верит в главное - в саму способность ИТ-поставщиков оптимизировать, а значит, для начала понять бизнес-процессы розницы. По его словам, вся суть предложения сегодня сводится к тому, чтобы просто надеть «маску» ПО на предприятие - хотя, как известно, автоматизировать бардак невозможно. Реальные потребности розницы, стратегически важные для ее выживания задачи, как считает Потапенко, «ИТ-бизнесу в России «до лампады».

CNews FORUM состоялся 10 ноября 2011 г. В мероприятии приняло участие около 1300 человек – руководители федеральный и региональных ведомств, отвечающие за ИТ, около 500 ИТ-директоров, руководители и специалисты ИТ-компаний.

С докладами в ходе CNews FORUM также выступили Алексей Попов, директор департамента ИТ Правительства России, Артем Ермолаев, директор департамента ИТ правительства Москвы, Михаил Тюркин, начальник ИТ-департамента МВД, Александр Туркот, исполнительный директор кластера ИТ Сколково, Константин Юнов, директор по ИТ «Мегафона», Александр Микоян, генеральный директор HP в России, Сергей Меднов, член правления, руководитель блока «Информационные технологии» «Альфа-банка», Алексей Широких, вице-президент по ИТ «Газпромбанка», директор по развитию бизнеса Kyocera Mita Russia Тарик Алхоурани, Зоран Лукович, вице-президент Ericsson по развитию бизнеса с операторами связи в России и странах СНГ и другие.

Полная информация о прошедшем CNews FORUM 2011, включая презентации, фото и видеоматериалы, будет опубликована на официальном сайте мероприятия.