Разделы

Бизнес Законодательство Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе

Главный ИТ-проект России: сроки тотально провалены по всей стране

Система межведомственного электронного взаимодействия, которая к 1 июля должна охватить чиновников по всей стране, далека от завершения и не сможет полноценно заработать к требуемой дате.

С 1 июля 2012 г. в России существенно меняется формат взаимодействия потребителей государственных услуг и чиновников. Согласно федеральному закону №210 органы власти при предоставлении госуслуг лишаются права требовать с обратившихся граждан или юридических лиц документы, которые они могут получить самостоятельно из других ведомств.

Для обмена документами с 2010 г. создается система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она должна связать между собой все федеральные, региональные и муниципальные органы власти. За разработку системы отвечает Минкомсвязи и ИТ-департамент Правительства. Патронировал проект лично Владимир Путин, занимавший до мая 2012 г. пост премьер-министра.

«С 1 июля 2012 г. на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы, а также муниципалитеты, - говорил Путин на совещании в сентябре 2011 г. - То есть мы сформируем к этому времени или должны сформировать действительно целостную систему в масштабах всей страны, и тогда эта система должна будет заработать в полном объёме».

Добавим, что ранее новую схему работы чиновников планировалось запустить еще летом 2011 г. Но срок был перенесен на год.

Грустные цифры

Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.

Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития, рассказал CNews специалист по межведомственному взаимодействию Центра региональных программ Высшей школы экономики (ВШЭ) Тимур Хафизов. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны были предоставляться в электронном виде через СМЭВ. На 19 июня, согласно данным мониторинга ВШЭ (осуществляется на основании открытых данных технологического портала СМЭВ), для передачи в электронном виде доступно всего 67 сведений. Некоторые тестируют свои сервисы и пока не вывели их в продуктив, добавляет Хафизов.

13 федеральных ведомств из 33 не вывели в стадию промышленной эксплуатации ни одного сервиса по предоставлению сведений. Наибольшее число сервисов из самых отстающих должны были предоставлять Минобороны (7) и ФСБ (4).

Например, военное ведомство по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др. ФСБ, в свою очередь, должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др.

Федеральных ведомств, сумевших вывести 100% положенных им сервисов «в продуктив», также насчитывается 13. Среди них ФМС (7), ФСИН (6), Ростехнадзор (4) и др. Близки к полной готовности ФНС (10 из 11 необходимых сервисов на текущий момент предоставляются) и Росреестр (8 из 10).

Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений. Для 35 из них ответственные федеральные органы утвердили унифицированные форматы сервисов. Таким образом, к 1 июля 2012 г. необходимо было создать по 35 сервисов для всех 83 регионов России, т.е. их общее число должно было составить 2905. По данным технлогического портала СМЭВ, на 20 июня федеральным органам доступны только 3 региональных сервиса (2 в Волгоградской области и 1 в Орловской).

«Разработано значительно большее число региональных сервисов, но т.к. они не проксированы на федеральный уровень СМЭВ, федеральные ведомства не могут ими пользоваться», - объясняет Хафизов.


Активную работу с регионами, по словам эксперта, ведет Росреестр. Его сервисы по регистрации прав на недвижимость и кадастровый учет недвижимого имущества являются самыми популярными среди тех услуг, за получением которых граждане обращаются в федеральный орган, а тот в свою очередь запрашивает дополнительные данные у региональных структур.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Еще одна проблема кроется в том, что региональным сегментам СМЭВ нужно не только уметь передавать данные в федеральные органы власти, но и обрабатывать сведения, полученные от них. На сегодняшний день 12 регионов не обеспечили получение ни одного федерального сервиса из существующих 67. Больше всего таких регионов в Центральном федеральном округе. Среди них Белгородская, Брянская, Владимирская, Калужская, Костромская, Рязанская и Тульская области.

Лидерами среди регионов являются Амурская (обеспечивает 46 сервисов из 67, доступных с федерального уровня), Архангельская (38), Астраханская (37), Оренбургская (37) области и Санкт-Петербург (38).

Тимур Хафизов объясняет отставание регионов рядом причин: «Некоторые субъекты до сих пор по горячей линии задают вопрос: «Что такое СМЭВ?». Но таких регионов единицы. Многие субъекты уже отправили заявки на ввод в промышленную эксплуатацию федеральных сервисов в региональных сегментах СМЭВ, но их долго рассматривает Минкомсвязи и Ростелеком». В министерстве и компании не смогли ответить на вопросы CNews.

Лидирующие и отстающие регионы по доле федеральных сведений, принимаемых в электронном виде

Регион Доля федеральных сведений, которые способен принимать регион в электронном виде (из 67 возможных), %
Амурская область 68,66
Архангельская область 56,72
г. Санкт-Петербург 56,72
Астраханская область 55,22
Оренбургская область 55,22
Брянская область 0
Владимирская область 0
Калужская область 0
Костромская область 0
Рязанская область 0
Тульская область 0
Белгородская область 0
Республика Северная Осетия — Алания 0
Республика Ингушетия 0
Новгородская область 0
Псковская область 0
Чукотский автономный округ 0

Источник: CNews Analytycs, ВШЭ

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

По данным Хафизова, после ввода в промышленную эксплуатацию федерального сервиса региону требуется не менее трех недель, чтобы состыковать с ним свою часть: «Это означает, что даже если все федеральные сервисы будут запущены в ближайшие дни, до 1 июля регионы подключиться к ним не успеют».

Кто виноват и что делать?

Отметим, что незадолго до запуска СМЭВ свои должности оставили все федеральные кураторы проекта. Уволился директор правительственного департамента ИТ Алексей Попов, в отставку был отправлен глава Минкомсвязи Игорь Щеголев (стал помощником Владимира Путина), перешел на работу в администрацию президента председатель правительственной комиссии внедрению информационных технологий в деятельность госорганов Антон Вайно.

Новым директором ИТ-департамента правительства был назначен Владислав Федулов (ранее работал заместителем Попова). Министерство связи возглавил Николай Никифоров (экс-министр связи Татарстана), а правкомиссию – вице-премьер Владислав Сурков.

Последний раз, по информации CNews, правительственная комиссия собиралась для обсуждения СМЭВ еще в мае, а следующее заседание намечено на ближайшие дни. Не исключено, что на этом заседании будет решено принять меры в отношении неуспевающих ведомств и регионов. Ранее о такой возможности говорили Алексей Попов и Игорь Щеголев.

Впрочем, Тимур Хафизов не склонен драматизировать ситуацию. Он считает, что первое время люди по старинке будут сами нести документы чиновникам. Кроме того, большинство многофункциональных центров (МФЦ), созданных для предоставления госуслуг в режиме одного окна, «уже отработали каналы взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов по бумажным запросам».

Александр Левашов