Разделы

Бизнес Законодательство Кадры Телеком Мобильная связь

МТС наказали из-за пропавших миллионов «узбекской принцессы»

Причиной беспрецедентного конфликта между МТС и властями Узбекистана могла стать пропажа $250 млн, которые скандинавская TeliaSonera выплатила людям из окружения дочери президента республики Гульнары Каримовой. По данным узбекских СМИ, деньги попытался присвоить глава местной «дочки» МТС Бекзод Ахмедов.

Оппозиционное узбекское издание «Узметроном» опубликовало протоколы допросов сотрудников швейцарского банка Lombard Oder, осуществленных прокуратурой Швейцарии в рамках расследования дела об отмывании денег Гульнарой Каримовой, дочерью президента Узбекистана Ислама Каримова. Документы, если они являются подлинными, могут пролить свет на причины беспрецедентного конфликта между МТС и властями среднеазиатской республики, в результате которого российская компания полностью потеряла свой бизнес в Узбекистане.

Конфликт мог разгореться из-за обстоятельств выхода на узбекский рынок конкурента МТС – шведско-финской TeliaSonera. В 2007 г. скандинавы приобрели сотового оператора Coscom, который находился на грани закрытия из-за конфликта с властями. Проблемы были решены путем покупкой TeliaSonera 3G-частот и номерной емкости у неизвестного гибралтарского офшора Takilant, за которые было заплачено $30 млн и 25% акций Coscom (в 2010 г. скандинавы выкупили обратно большую часть этого пакета за $220 млн).

Единственным владельцем Takilant числилась молодая узбекская модельерша Гаяне Авакян, которая считается «правой рукой» Каримовой и ранее возглавляла созданный ей дом моды House of style. Однако при открытии счета Takilant в швейцарском банке возникли проблемы. Как рассказал прокуратуре Александр Кочубей (до недавнего времени руководил операциями Lombard Oder в странах СНГ), банкиры усомнились, что Авакян могла быть реальным владельцем компании.


Дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова

В результате новым владельцем Takilant стал гендиректор принадлежащего МТС узбекского сотового оператора «Уздунробита» Бекзод Ахмедов. На первый взгляд может показаться странным, как руководитель одной телекоммуникационной компании мог иметь долю в своем конкуренте. Однако Ахмедова воспринимали как близкого к Гульнаре Каримовой человека: он возглавлял «Уздунробита» еще в начале 2000-х, когда компанию, как считалось, контролировала Каримова, и остался на своем посту после приобретения МТС этого оператора в 2004 г.

На основании этих документов «Узметроном» пришел к следующему выводу: Ахмедов согласился помочь в открытии счета Takilant, используя свои связи в банковских кругах России и Швейцарии. В частности, Ахмедов был знаком с Кочубеем, ранее являвшимся гендиректором «Ренисанс-Управление активами» и консультировавшей МТС по вопросу покупки «Уздунробита». Однако, став владельцем Takilant, Ахмедов скрылся из страны.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Глава «Уздунробита» действительно этим летом неожиданно покинул пределы Узбекистана. Позже выяснилось, что Генпрокуратура республики объявила Ахмедова и двух его родственников в международный розыск. Причем узбекские власти утверждают, что в МТС поначалу поддерживали их претензии: якобы президент российской компании Андрей Дубовсков написал письмо в прокуратуру, обещая содействие в розыске беглого топ-менеджера.

Но МТС так и не смогла договориться с узбекскими властями: прокуратура арестовала еще пятерых топ-менеджеров «Уздунробита» (впоследствии их приговорили к условным срокам), оператор прекратил работу из-за отзыва лицензии, компания получила претензии на $1,2 млрд, а ее имущество было конфисковано. В том, что за проблемами МТС стоит Гульнара Каримова, участники рынка не сомневаются, но причины конфликта до сих пор никто не озвучивал.

В МТС не стали комментировать публикации узбекских СМИ. Относительно Бекзода Ахмедова в МТС лишь сообщили, что в компании он больше не работает. Александр Кочубей также покинул Lombard Odier.

Игорь Королев