Разделы

Бизнес Законодательство Телеком

TeliaSonera призналась в сомнительных связях с топ-менеджером МТС

Скандинавская TeliaSonera признала, что переговоры о выходе на узбекский рынок компания вела с Бекзодом Ахмедовым – главой местной «дочки» МТС. Также прокуратура Швеции перехватила переписку сотрудников TeliaSonera, из которой следует, что деньги за выход в республику должны были выплачиваться дочери президента Узбекистана Гульнаре Каримовой.

Шведский прокурор Гуннар Стетлер (Gunnar Stetler) направил в апелляционный суд копию датированной 2007 г. электронной переписки топ-менеджеров шведско-финской телекоммуникационной компании TeliaSonera. В письмах обсуждается выход компании на узбекский рынок и говорится о старшей дочери президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнаре, которые сотрудники TeliaSonera называют не иначе как «узбекский партнер». Упоминается также и ее сестра Лола.

В переписке обсуждается возможная встреча с Гульнарой Каримовой и необходимость договориться с ее командой перед формальным запросом в министерство связи Узбекистана. Фрагмент одного письма опубликовало шведское издание Dagens Nyheter. Послание озаглавлено «Gulnar». В нем говорится, что люди Каримовой еще не определились, через какую компанию осуществлять сделку, поэтому «можно ссылаться на узбекский банк Credit Standart Group» (считалось, что до 2007 г. этот банк принадлежал дочери узбекского лидера).

Напомним, TeliaSonera пришла в Узбекистан в 2007 г., приобретя третьего по величине сотового оператора Coscom. Позднее скандинавы приобрели у зарегистрированной в Гибралтаре офшорной компании Takilant 3G-лицензию и номерную емкость, заплатив за это $30 млн и 25% акций Coscom с обязательством обратного выкупа. В 2010 г. TeliaSonera вернула себе 18% акций узбекского сотового оператора за $220 млн.

Кто стоял за Takilant до недавнего времени было неизвестно. Но осенью 2012 г. шведская телепрограмма Uppdrag Granskning продемонстрировала документальный фильм о работе TeliaSonera в Узбекистане, в котором было рассказано, что владельцем Takilant является молодая модельер Гаянэ Авакян, возглавлявшая созданный Каримовой ташкентский «Дом стиля». Это послужило причиной подозрений в том, что TeliaSonera платила взятку Гульнаре Каримовой.

На этом основании прокуратура добилась в суде ареста 200 млн шведских крон ($30 млн) на счетах Takilant в банке Nordea. А после обнаружения переписки топ-менеджеров TeliaSonera прокурор Стетлер попросил суд арестовать на счетах офшора и остальные 1,5 млн крон ($230 млн). «После таких писем трудно поверить, что TeliaSonera не знала о связи Takilant с Каримовой», - заявил прокурор.

В TeliaSonera признают связь офшорной компании с Гаянэ Авакян (справа), но не с Гульнарой Каримовой (слева)

TeliaSonera признала подлинность писем, отметив, что их отправлял Серкан Элден (Serkan Elden), в период с января по июнь 2007 г возглавлявший холдинга Fintur (совместное предприятие скандинавов и турецкого Turkcell для работы в странах СНГ). «Элден был уволен в связи с потерей доверия и вместо него переговоры стал вести Теро Кивисаари (Tero Kivisaari), назначенный вице-президентом по странам Евразии», - говорится в пресс-релизе скандинавской компании.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

В TeliaSonera продолжают утверждать, что им не было ничего известно о взаимоотношениях Takilant с дочерью узбекского лидера. «Такие слухи ходили, но единственный владелец Takilant, которого нам удалось доподлинно обнаружить, это Авакян», - сообщили в компании. В то же время в TeliaSonera признали, что один из людей, с которым велись переговоры о выходе в Узбекистан, был Бекзод Ахмедов, глава «Уздунробита» - местной «дочки» МТС.

Ситуация, когда топ-менеджер одной компании помогает с выходом на рынок конкуренту, выглядит нелогичной. Между тем, Ахмедов также считался близким человеком Каримовой: он возглавлял «Уздунробита» еще до того, как этого оператора купила МТС. Недавно выяснилось, что владельцем компании в тот период был гражданский муж Каримовой Рустам Мадумаров. А до лета прошлого года Ахмедов был также директором компании Chateau de Groussay, созданной Азмедовым для покупки недвижимости во Франции. В МТС от комментариев по данному вопросу отказались. Сам Ахмедов был объявлен узбекскими властями в розыск, а деятельность «Уздунробита» была прекращена.

Скандал вокруг TeliaSonera набирает политические обороты. Так, министерство иностранных дел Узбекистана направило две ноты протеста главе МИД Швеции Карлу Билдту (Carl Bildt) в связи с действиями прокуратуры страны, а также непрекращающимися публикациями в шведских СМИ относительно Гульнару Каримовой.

В свою очередь, министр финансовых рынков Швеции Петер Норман (Peter Norman) предложил TeliaSonera отстранить от работы топ-менеджеров, проходящих по делу о даче взяток в Узбекистане. Один из таких людей – вице-президент Теро Кивисаари. Впрочем, председатель совета директоров скандинавской компании Андерс Нарвингер (Anders Narvinger) отверг такое предложение, предложив сначала дождаться результатов внутреннего расследование, проводимого TeliaSonera.

Игорь Королев