Разделы

Авто

Пионер гибридных автомобилей оказался на грани банкротства

Долг калифорнийской Fisker перед министерством энергетики США должен быть погашен до 22 апреля 2013 г. Но, судя по информации о готовящейся процедуре защиты от банкротства, компании не удастся до этого времени привлечь инвесторов и рассчитаться с государством.

Один из первопроходцев создания современных гибридных машин, калифорнийская компания Fisker Automotive, собирается подать в суд заявление о защите от банкротства. Документ будет сформирован в соответствии с главой 11 закона США о банкротстве, которая оставляет за компанией право на последующую реорганизацию с целью снизить задолженность и операционные издержки. По данным Reuters, заявление будет направлено в суд уже в ближайшие дни.

К такому шагу Fisker привела неспособность компании вернуть Министерству энергетики США кредит в размере почти $200 млн. Деньги, выделенные государством в 2009 г., были направлены на развитие «зеленого» автотранспорта. Заем должен быть погашен до 22 апреля 2013 г.

В надежде избежать разорения американский производитель гибридов ищет зарубежных инвесторов. Китайские компании Geely и Dongfeng проявляли интерес к Fisker, но стороны не смогли договориться из-за условий, предъявленных Минэнерго США при выдаче гранта на сумму $529 млн. В частности, китайский холдинг Zhejiang Geely (с 2010 г. контролирует Volvo), не устроило обязательство по организации производства на бывшем заводе General Motors в штате Делавэр.

Переговоры велись и с рядом других автопроизводителей, включая Fiat, но никто не согласился взять на себя долг перед правительством США. В рамках финансовой реорганизации, Fisker все же рассчитывает привлечь интерес инвесторов к своим активам, а вырученные от их продажи средства направить на погашение госкредита. Ранее Fisker обращался к специалистам юридической фирмы Kirkland & Ellis за консультацией по готовящейся процедуре банкротства. Ей предшествовало еще несколько неприятных событий.

В середине марта 2013 г. компанию покинул ее основатель и бессменный глава Хенрик Фискер (Henrik Fisker). Причиной ухода в официальном сообщении названо «несогласие с другими руководителями по вопросам бизнес-стратегии». Также было объявлено о 75-процентном сокращении штата Fisker, из-за чего работники подали на компанию в суд.

Fisker слишком увлеклась дизайном, забыв о собственных технологиях, что привело компанию к тяжелому финансовому положению

Предыдущие годы для Fisker также были проблемными. Компания пережила перемены в руководстве, вынуждена была отзывать дефектные автомобили, пострадала от стихийных бедствий и банкротства одного из главных поставщиков. Летом 2012 г. было приостановлено производство самого успешного автомобиля Fisker Automotive — Karma, цена которого начиналась от $102 тыс. В декабре 2012 г. Хенрик Фискер заявлял, что компании удалось продать 1800 этих спортивных седанов.

Для сравнения, другой калифорнийский автопроизводитель, занимающийся люксовыми электромобилями - компания Tesla Motors - только за I квартал 2013 г. реализовала 4750 машин, оснащенных электрическими двигателями. Число доставляемых клиентам электромобилей возросло с 400 до 500 экземпляров в неделю.

Заказчики BPMS могут выбирать из 380 российских продуктов
CNews Analytics

Разные судьбы двух производителей экологичных машин американские аналитики связывают с их подходом к работе. Пока Tesla разрабатывала собственные технологии, Fisker закупала все необходимые узлы и детали у проверенных производителей, а основное внимание уделяла внешнему виду автомобиля.

«Fikser старалась быть инновационной по части дизайна. Компании казалось, что достаточно создать красивый автомобиль, и люди будут охотно покупать его. Машины Tesla также выглядят неплохо, но компанию больше волнуют технологии, чем детали из более тонкой листовой стали», — отмечает Бретт Смит (Brett Smith), директор группы по производству, инжинирингу и технологиям Центра автомобильных исследований.

За счет самостоятельного выпуска аккумуляторов Tesla неплохо экономит. По оценкам аналитика Андреа Джеймса (Andrea James) из Dougherty, ее батареи стоят от $320 до $420 за киловатт-час, тогда как Fisker закупала аккумуляторы у уже объявленной банкротом A123 Systems по цене $1000-1500 за киловатт-час. Более того, в этих элементах питания были найдены дефекты.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

По прогнозам аналитиков McKinsey, стоимость литий-ионных батарей, применяемых в электромобилях, до 2025 г. сократится более чем на 70% и составит около $160 за киловатт-час. Сейчас в среднем аккумуляторы для электрических силовых агрегатов стоят около $500-600 за киловатт-час.

Седан Tesla Model S оснащается батареей емкостью до 85 кВтч. Мотор Fisker Karma питается от батарейного блока емкостью 20,1 кВтч. Самый быстрый на сегодня электромобиль - Detroit Electric SP:01, о котором недавно писал Auto.CNews, работает на литий-полимерных аккумуляторных батареях емкостью 37 кВтч.

Сергей Юртайкин