Разделы

Бизнес Законодательство Инвестиции и M&A Телеком Мобильная связь

Как «Альфа-групп» уводила актив МТС. СХЕМА

МТС повысила до $900 млн оценку ущерба, который, по ее мнению, был нанесен со стороны «Альфа-групп» путем увода активов киргизского сотового оператора «Бител». Однако доказать вину «Альфы» будет непросто: активы «Бител» по пути от МТС к «Альфе» сменили большое число владельцев.

Холдинг Altimo (телекоммуникационное подразделение «Альфа-групп») сообщил об увеличении обеспечения, которое компания предоставила Верховному суду острова Мэн в рамках иска со стороны структур МТС. Теперь Altimo обязуется не совершать никаких действий с принадлежащими ей акциями Vimpelcom (работает в России под торговой маркой «Билайн») на сумму $900 млн.

Этот пакет составляет 3,8% от общего числа акций Vimpelcom, всего Altimo владеет в этом операторе 48% голосующих акций. Иск к Altimo и еще целому ряду ответчиков подан тремя принадлежащими МТС офшорами с острова Мэн – Kyrgyz Mobile Tel, Flexandel и George Resources (KFG companies). Он связан с притязаниями МТС на активы киргизского сотового оператора «Бител», которые ушли сначала к Altimo, а затем к Vimpelcom.

Как пояснила CNews пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова, в рамках судебных разбирательств была выявлена дополнительная информация. На ее основе с привлечением независимых оценщиков удалось более точно оценить размер ущерба, причиненного МТС неправомерными действиями по выводу активов «Бител».

История борьбы за «Бител» уходит корнями в 2003 г. Тогда единственного на тот момент сотового оператора Киргизии через KFG companies контролировал Айдар Акаев (сын первого президента республики Аскара Акаева) и тогдашний министр связи и транспорта Нурумбек Турдукулов. Владельцы «Бител» заключили опцион на продажу оператора за $22 млн с фондом IPOC, входившим в «питерскую группу связистов». IPOC перевел опцион в свою «дочку» KMIC и продал ее офшору Fellowes с Британских Виргинских островов за $7 млн.

KFG companies не признали передачу прав по опциону и отказались его исполнять, в связи с чем Fellowes обратился с иском в международный арбитраж в Лондоне. Через год контроль над Fellowes отошел к «Альфа-групп». Неизвестно, сколько бы еще продолжались суды в международных юрисдикциях, если бы под Акаевым-старшим не зашаталась власть. В марте 2005 г. в ходе «Тюльпановой революции» его режим был свергнут, одновременно с чем Fellowes начала разбирательства в киргизских судах относительно признания ее прав на «Бител».

Схема перевода активов киргизского сотового оператора «Бител» под контроль холдинга Altimo («Альфа-групп»)

Ввиду изменившейся политической ситуации Акаев-младший и Турдукулов в апреле продали 51% акций «Бител» за $68 млн казахскому предпринимателю Искандеру Еримбетову (на тот момент был совладельцем группы «Альянс-Капитал»), чуть позже он выкупил оставшиеся 49% за $5 млн. Структуры Еримбетова развернули «контратаку» против «Альфы»: суды Великобритании и Виргинских островов запретили Fellowes судиться за «Бител» в Киргизии до вынесения вердикта Лондонского арбитража, а также ввели в офшоре внешнего управляющего в лице Глена Харригана (Glen Harrigan). По запросу управляющего киргизский суд отменил решение о признании прав Fellowes на «Бител».

Однако права по опциону на «Бител» таинственным образом все-таки «утекали» от «Альфы». Как впоследствии выяснилось, еще до назначения Харригана агент Fellowes – кипрская Lovinaco Trading Company – через субагента в лице «Юридическое бюро «Право» продала права по опциону некой российской компании «Резервспецмет». Сколько Fellowes получила за продажу прав на «Бител», неизвестно. Более того, позднее, в ходе судебных разбирательств, Fellowes заявит, что вообще была не в курсе этой сделки, а узнав, даже расторгла договор со своим агентом. Тем не менее, борьбу за «Бител» начал ввести уже «Резервспецмет».

Осенью 2005 г. расклад борьбы был в пользу Еримбетова, который стал вести переговоры о продаже «Битела». В конце ноября МТС за $150 млн приобрела у него 51% акций офшора Tarimo, через KFG Companies владевшего «Бител», а также подписала обязательство выкупить оставшиеся 49% акций за $170 млн. Параллельно с этим суд Виргинских островов на один день снял внешнее управление в Fellowes. Хотя KFG companies тут же оспорила это решение и восстановила внешнее управление, Fellowes успел подать иск в Верховный суд в Киргизии с требованием признать ее права на «Бител».

15 декабря — через три дня после объявления МТС о покупке «Бител» - Верховный суд признал владельцем оператора Fellowes. Тут же другой киргизский суд обязал Минюст республики зарегистрировать «Резерспецмет» в качестве единственного акционера «Бител». Президент МТС Василий Сидоров срочно прилетел в республику, но сделать уже ничего не смог: вечером того же дня произошел вооруженный штурм офиса «Битела», а контроль над оператором отошел к «Резервспецмету».

Оборудование «Битела» в ходе штурма сильно пострадало. Восстановлением связи занимались специалисты казахстанского «Кар-Тела» - «дочки» «Вымпелкома». А гендиректором «Бител» был назначен бывший топ-менеджер «Кар-Тел», гражданин России Денис Шершнев. В своих показаниях Шершнев сказал, что действовал по поручениям владельца «Резерспецмет» - российский актрисы Софьи Игнатовой.

Представители компании объяснили суду ее участие в этом проекте близкими связями с неким российским известным бизнесменом, имя которого не разглашалось. Впрочем, впоследствии «Резервспецмет» отказался от утверждения о своей принадлежности Игнатовой. Кто же в итоге владел этой компанией, так и осталось в тайне.

В МТС уверены, что «Резервспецмет» действовала в интересах «Альфы». Так, Павел Поповский, который в то время был вице-президентом МТС по странам СНГ и оказался заблокированным в офисе «Битела», рассказал суду, что в соседнем холле он видел вице-президента Altimo Алексея Земского. А компьютерный анализ пресс-релизов, которые рассылал по электронной почте «Резевспецмет», показал, что их авторами были сотрудники Altimo.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Сама же «Резерспецмет» так же загадочно исчезла из «Битела», как и появилась там. Уже в декабре того же года среди акционеров «Битела» оказалась другая неизвестная российская компания - «Энергия-Лайт». А в марте 2006 г. она продала «Бител» швейцарской CP-Credit Prive за $22 млн.

Как отмечают в МТС, так и осталось непонятным, на каких условиях «Энергия-Лайт» получила акции «Бител», кто за ней стоял и почему в продаже «Битела» швейцарцам не участвовала «Резервспецмет». А оценка «Битела» в сделке с CP-Credit была в 15 раз меньше, чем в заключенной несколькими месяцами ранее сделке с МТС.

В суде представитель CP-Credit пояснил, что компания действовала в интересах фирмы Intercascade израильтянина Эшаяху Лебовица (Yeshayahu Lebowitz), якобы хорошо известного в телекоммуникационном бизнесе. Впрочем, он тоже решил долго не задерживаться в «Бителе» и в июне продал оператора киргизской «АК-Инвестментс» за $45 млн. Компания была создана всего за две недели до сделки, ее владельцем объявил себя местный бизнесмен Денис Щербаков, объяснивший суду свое участие в проекте «хорошими связями» с правительством Киргизии.

На этом история перепродаж «Битела» не закончилась. В июне 2006 г. в Киргизии компании Sky Mobile была выдана лицензия на сотовую связь стандарта GSM. Оператора тут же приобрела Altimo. Одновременно власти пригрозили «Бителу» отзывом лицензии. В этой связи Денис Шершнев, все это время остававшийся гендиректором «Битела», принял решение о продаже имущественного комплекса оператору Sky Mobile.

Александр Головицин, «Росатом»: В России необходимо активизировать развитие промышленной роботизации
Цифровизация

Сумма сделки составила $40 млн, еще $45 млн Sky Mobile заплатил за права на бренд «Бител». В МТС считают странным, что эту сделку осуществил «АК-Инвестментс», а не CP-Credit, который в итоге получил за «Бител» в два раза меньше суммы, за которую он был продан спустя всего несколько недель.

Таким образом активы «Бител» в конечном итоге достались «Альфе». Но за успех в Киргизии «Альфе», судя по всему, пришлось выплачивать благодарности: согласно годовому отчету «Альфа-групп» за 2008 г., некая компания Etcco владела опционом на выкуп за символический один доллар 25% акций в офшоре, через который Altimo владела Sky Mobile. За отказ от реализации этого опциона «Альфа» заплатила $150 млн.

По данным источников CNews, партнером Altimo в Киргизии был казахстанский холдинг Visor Capital, известный хорошими связями с Максимом Бакиевым - сыном второго киргизского президента Курманбека Бакиева. Совладелец Visor Николай Варенко является ответчиком по иску МТС на острове Мэн. Сам «Бител» после вывода активов перешел к Visor, был переименован в «Нуртелеком» и построил новую сотовую сеть «О!». Sky Mobile же, с помощью еще одной сложной схемы, был продан Vimpelcom.

Позиция МТС, изложенная в суде острова Мэн, состоит в том, что все вышеупомянутые компании были вовлечены в незаконную схему по получению «Альфой» контроля над «Бителом». Так, интересы «Резервспецмет», «Энергия-Лайт» и Cp-Credit в Киргизии представлял один и от же человек — юрист Садыров. А Шершнев в своих показаниях вообще не говорил о CP-Credit и «АК-Инвестментс», утверждая, что «Резервспецмет» пробыл владельцем «Битела» вплоть до лета 2006 г.

Также юристы МТС выяснили, что человеком, который от имени Fellowes сначала заключил, а затем и разорвал агентское соглашение по продаже прав на «Бител», был руководитель российских проектов Cp-Credit Валерий Тутюхин. Согласно данным, представленным МТС в суд, Тутюхин имеет «большой опыт коррумпированной практики в корпоративном рейдерстве».

Представители «Альфы» и остальных компаний-ответчиков отрицали обвинения МТС. У суда же несколько лет ушло только на рассмотрение вопроса, стоит ли вообще рассматривать это дело на острове Мэн. МТС выбрали эту юрисдикцию, ссылаясь на коррумпированность судебной системы Киргизии и диктаторский режим прежнего президента республики Курманбека Бакиева.

«Альфа» возражала против рассмотрения дела на острове Мэн. Один из выступавших на ее стороне свидетелей — киргизский юрист Алексей Елисеев — утверждал, что в декабре 2005 г. к нему обращались некие представители МТС с просьбой помочь договориться с Верховным судом республики. Другой свидетель, гражданин Туркмении Фархад Ильясов рассказал о слухах, будто бы за выход в эту республики в 2005 г. МТС заплатила $8 млн тогдашнему туркменскому лидеру Сапармурату Ниязову. Ильясов также отметил, что Туркмения является гораздо более коррумпированной страной, чем Киргизия, но это МТС почему-то не смущает.

В 2007 г. суд острова Мэн согласился с доводами «Альфы» и отклонил иск МТС. Но в 2010 г. апелляционная инстанция отменила это решение. В 2011 г. Тайный совет при Палате Лордов Великобритании (главная судебная инстанция для британских колоний) подтвердил право МТС судиться на острове Мэн. Сейчас судебные слушания начались заново.

Игорь Королев