Разделы

Бизнес Финансовые результаты Интернет E-commerce

Qiwi превращается в интернет-компанию

Интернет-бизнес становится все более значимым для Qiwi. Доля онлайн-платежей в доходах компании за три года выросла с 10% до 30%. А прибыль от онлайн-сегмента за прошлый год увеличилась в 2,5 раза. Традиционный для Qiwi терминальный бизнес растет куда медленнее.

Выручка Qiwi в прошлом году составила 8,9 млрд руб., продемонстрировав рост на 9%. Операционная прибыль выросла гораздо больше — на 65%, достигнув 1,5 млрд руб. Чистая прибыль увеличилась почти в два раза, составив 810 млн руб., говорится в инвестиционном проспекте компании.

Основной рост демонстрирует сегмент онлайн-платежей (система Qiwi Visa Wallet). Скорректированная чистая выручка (определяется как выручка за вычетом себестоимости услуг, но с добавлением затрат на заработную плату и соответствующих налогов) составила 4,17 млрд руб. Из них 2,845 млрд руб. пришлось на платежи через терминальную сеть, 1,24 млрд руб - на онлайн-платежи.

Таким образом, офлайн-бизнес принес Qiwi в прошлом году 68% доходов, онлайн-бизнес - 30%. Между тем, в 2011 г. это соотношение было другим: 77% и 22% соответственно, а в 2010 г — 88% и 11% соответственно. При этом если доходы от платежей в интернете за прошлый год выросли на 80%, то от терминальной сети — только на 14%. А прибыль до уплаты налогов от онлайн-платежей увеличилась за год на 150% до 520 млн руб., тогда как аналогичный показатель терминального бизнеса увеличился лишь на 30% до 1,18 млрд руб.

Операционные показатели также демонстрируют рост онлайн-бизнеса. Так, общее число активных Qiwi-кошельков (хотя бы одна транзакция за год) достигло к концу 2012 г. 11,43 млрд руб., увеличившись на 40%. А общий объем платежей вырос вообще на 130% до 152 млрд руб., средний объем платежей на один кошелек составил 13,2 руб. (рост — 65%). В то же время число терминалов в сети Qiwi за год немного сократилось - до 167 тыс., хотя общий объем платежей все равно вырос на 14% до 465 млрд руб.

Впрочем, в Qiwi рассчитывают на продолжение роста терминальных платежей, хоть и скромного. Как отмечается в проспекте компании, банкам пока не удается составить конкуренцию терминальным сетям: если средняя установка одного банкомата, по данным Edgar Dunn & Company, обходится в $55 тыс., то одного платежного терминала — в $2,5 тыс.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

По данным J'Son&Partners, за период 2009-11 гг. рынок платежей через небанковские терминалы ежегодно рос в среднем на 12%. В прошлом году его объем составил 762 млрд руб., к 2017 г он прогнозируется на уровне 875 млрд руб., то есть за следующие пять лет ежегодной рост будет на уровне всего 3%. В Казахстане, где также работает Qiwi, рост ожидается в больших объемах. За 2009-11 гг. средний ежегодный рост составлял 37%. В прошлом году объем рынка составил 59 млрд руб., к 2017 г он должен увеличится до 108 млрд руб. при темпе роста 13% в год.

Что касается рынка онлайн-платежей, то за период 2008-11 гг. он ежегодно удваивался, но следующее удвоение ожидается только через пять лет. В прошлом году рынок достиг, ориентировочно, 287 млрд руб., к 2017 г. он увеличится до 687 млрд руб., среднегодовой рост будет на уровне лишь 20%. А объем покупок в интернет-магазинах за пять лет должен удвоиться с 500 млн руб. в прошлом году до 1,1 млрд руб. в 2017 г. Правда, ежегодный рост за этот период будет на уровне 17%, тогда как в 2009-11 гг. рынок рос в среднем на 31% в год.

С онлайн-платежами связаны и надежды Qiwi на международную экспансию. Как ранее сообщал CNews, в прошлом году Qiwi продала операторов терминальных сетей в 20 странах дальнего и ближнего зарубежья, сохранив свое присутствие только в шести странах. В то же время Qiwi договорилась с Visa об использовании ее бренда в своей виртуальной валюте и предоставлении возможности банкам из различных стран мира быть эмитентами Qiwi Visa Wallet (до сих пор электронные деньги от Qiwi эмитировал только «Qiwi-банк»). Правда, пока Qiwi таким образом смогла выйти только в Латвию.

Игорь Королев