Разделы

Безопасность Госрегулирование Бизнес Законодательство

ФАС решила освободить водителей и автопарки от "крипто-напасти"

Руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил о намерении освободить водителей и автопарки от необходимости закупать тахографы с крипозащитой. Служба возбудила дело против Минтранса, издавшего соответствующий приказ.

ФАС усмотрела признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Минтранса и возбудила соответствующее дело. Основанием послужил приказ Минтранса, которым утверждены требования к тахографам, которые устанавливаются на отдельные категории транспортных средств (грузовые автомобили более 15 тонн, а также на коммерческие пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более пяти).

Как ранее писал CNews, в соответствии утвержденными требованиями отдельные категории транспортных средств с 1 апреля 2013 г. подлежат обязательному оснащению тахографами, оборудованными средством криптографической защиты информации (СКЗИ), имеющим сертификат Федеральной службы безопасности.

«Таким образом, Минтрансом России определены не функциональные требования к тахографам, а конструктивные требования к их производству», - говорится в заявлении ФАС.

По мнению ФАС, утвержденные Минтрасом требования к тахографам могут ограничить круг их производителей и исключают возможность оснащения транспортных средств тахографами, произведенными до 1 апреля 2013 г., вне зависимости от их функциональных характеристик.

Более того, "возможности участников рынка по производству тахографов напрямую будут зависеть от наличия доступа к СКЗИ, которое на сегодняшний день имеет возможность производить только одна компания-монополист", говорится в заявлении ФАС. Речь идет о компании "Спецпроект", уточнили в ведомстве. Некоторые участники рынка полагают, что при выборе чипов, обеспечивающих криптозащиту тахографов, Минтрас ориентируется на продукцию "Атлас-карт".

Установление подобных требований может привести к значительному росту издержек функционирования, как производителей, так и потребителей тахографов, считают антимонопольщики.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В действиях Минтранса, по мнению ФАС, содержатся признаки нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления непредусмотренных законодательством требований к товарам и создания дискриминационных условий на рынках тахографов и СКЗИ для тахографов.

«Последствием этого приказа может стать необходимость переоборудования всех грузовых автомобилей в Российской Федерации на приборы, которые производит компания-монополист, что повлечет за собой дополнительные затраты для этого рынка», - отметил руководитель ФАС Игорь Артемьев.

По оценке ФАС, решение Минтранса затронет около 5 млн предпринимателей, которые должны будут закупить новые устройства. Этот рынок ФАС оценивает в $2,5 млрд.

«Почему вдруг силовики со своей криптозащитой полезли в гражданскую сферу? Куда мы будем Штирлицу адресовать или Юстасу-Алексу эту криптозащиту? — передает слова Артемьева "Газета.ру". - Надеюсь, что мы победим и освободим наших водителей, инженеров, автопарки от этой напасти».

Александр Левашов