Разделы

Авто

В России стартует ГЛОНАСС-проект оплаты проезда на автодорогах

Росавтодор начал поиск организации, которая возьмется за создание и поддержку в течение 13 лет системы взимания платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам. В дальнейшем система может эволюционировать и использоваться на платных трассах для легковых автомобилей.

Подведомственное Министерству транспорта Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) объявило открытый конкурс на создание системы взимания платы с грузовиков с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн при их проезде по федеральным трассам.

Система, согласно постановлению правительства 504 от 14 июня 2013 г., должна заработать с ноября 2014 г. С грузовиков будет взыматься 3,5 рубля за каждый километр пути. Платежи компенсируют ущерб, который тяжелые машины наносят дорожному покрытию.

Система будет функционировать по принципу концессии. Победитель конкурса – концессионер – должен будет создать ее инфраструктуру за свой счет. Он получит исключительные права на использование системы в течение 13 лет и будет перечислять взимаемую оплату государству. Взамен государство будет выплачивать концессионеру роялти (платеж за эксплуатационную готовность), максимальный размер которых за 13 лет оценивается в 11,17 млрд руб.

В ходе конкурса компании-претенденты могут снизить общую сумму роялти, обеспечив за счет этого конкурентное преимущество своей заявки. Сбор заявок на конкурс продлится до 23 октября 2013 г.

Чтобы система заработала, на каждый большегрузный автомобиль для определения местоположения должен быть установлен модуль ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Оплачивать стоимость модулей будет концессионер, т.е. владельцам грузовиков платить за это не придется.

Кроме того, должен быть построен центр управления и мониторинга взимания платы, а также созданы стационарные (рамки над дорогами) и мобильные (передвижные на автомобилях) системы контроля за грузовиками, которые будут пресекать попытки водителей избежать оплаты.

В Росавтодоре CNews уточнили, что на рамках для стационарного контроля будет установлена аппаратура для распознавания и фотофиксации транспортных средств и номерных знаков. Всего появится около 500 таких рамок на протяжении 50 тысяч километров федеральных автодорог.

Победитель конкурса спроектирует и построит объекты системы, при необходимости купит для этого земельные участки, будет отвечать за обслуживание, ремонт системы, страхование ее объектов. Наконец, концессионер будет вести базу данных обо всех грузовиках, попадающих под условия оплаты.

В некоммерческом партнерстве (НП) ГЛОНАСС считают, что при создании системы мониторинга правильно было бы использовать инфраструктуру системы оповещения при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. «Эта система уже фактически создана и действует на всех дорогах страны, - заявил CNews президент партнерства Александр Гурко. - Кроме того использование схемы MVNO (НП ГЛОНАСС является виртуальным оператором связи, - прим. CNews) обеспечивает максимальное покрытие, т.е. повышается надежность передачи данных».

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

У сотовых операторов другая точка зрения. «На наш взгляд, было бы логичнее в части решения «связных» вопросов использовать именно опыт и ресурсы традиционных лицензиатов в области связи - российских операторов. А выбор решений того или иного оператора проводить на конкурсной основе», - считает Александр Куканов, директор по работе со стратегическими клиентами и госсектором «Вымпелкома».

В НП ГЛОНАСС говорят, что в объявленном конкурсе могут участвовать все организации, подходящие под его условия, однако добавили, что требования по опыту создания схожих систем довольно серьезны и у телеком-операторов его нет.

В целом, как заявили CNews в Росавтодоре, задачи и логика работы двух систем различны, и использовать систему экстренного реагирования в готовом виде еще и для взимания платы с грузовиков нельзя, т.к. инфраструктура второй имеет свой специфический состав объектов.

По словам Александра Гурко, в мире системы сбора платежей с грузового транспорта на основе спутниковых навигационных технологий уже действуют в Германии, Словакии и Новой Зеландии. «Использование спутниковой навигации позволяет выстроить систему сбора платежей наиболее гибкой и с минимальными инвестициями в создание придорожной инфраструктуры, - считает он. - Это, в первую очередь, актуально для стран с разветвленной дорожной сетью и многообразием транспортных потоков. Именно по этим причинам системы, использующие спутниковую навигацию, создаются во Франции, Бельгии и многих других странах Евросоюза».

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Причем системы, которые сейчас внедрены и внедряются в Евросоюзе, согласно рекомендациям, могут быть распространены и на все платные трассы, и на все автомобили, добавляет президент НП ГЛОНАСС: «Таким образом, создаются технологические возможности взимания транспортного налога по справедливому принципу – «плати в зависимости от того: где, сколько и когда ты ездишь».

Сейчас для проезда легкового транспорта по платным дорогам используются другие технологии. Например, в ОАЭ это радиочастотные метки и считывающие их рамки на трассах. В ряде европейских стран на пропускных пунктах автоматически выдаются талоны для последующей оплаты, или же сразу взимается плата наличными или с банковских карт.

Денис Легезо