Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Ритейл Розница

Prostor Capital инвестировал $2 млн в Smart Checkout — новый канал коммуникации с покупателями розничных магазинов

Венчурный фонд Prostor Capital инвестировал около $2 млн в проект Smart Checkout — принципиально новый канал коммуникации с покупателями розничных магазинов, который используется для продвижения товаров и услуг и позволяет донести до представителя целевой аудитории адресное рекламное сообщение.

Как рассказали CNews представители фонда, в основе технологии Smart Checkout — программно-аппаратный комплекс, который позволяет точно определить потребности и предпочтения конкретного покупателя во время оплаты товаров на кассе магазина и на основе этих данных сформировать уникальное для него предложение. Система получает информацию о составе текущего чека и ID карты постоянного покупателя и сопоставляет их с заданными критериями выборки на основе различных параметров: присутствия в чеке определенных товаров, суммы чека, типа оплаты (наличными или картой), пола, возраста, истории покупок. После анализа данных система определяет необходимость печати купона, а также к какой целевой аудитории относится данный покупатель и какое предложение необходимо ему донести.

Купоны распечатываются автоматически при оплате покупки на кассе магазина и только тем, кто соответствуют заданным критериям конкретной акции. Таким образом, покупатель получает не абстрактное рекламное сообщение, а точно выверенную в соответствии с его интересами и потребностями полезную и актуальную информацию.

Разработчиком системы Smart Checkout являются специалисты компании Open Group — российского маркетингового агентства, специализирующегося в области немедийных маркетинговых коммуникаций. Реализацией проекта занимается компания Open Retail, входящая в состав группы компаний Open. В фокусе компании — магазины больших форматов (гипермаркеты, супермаркеты), а ее непосредственными клиентами являются производители FMCG и компании, оказывающие услуги в сегменте B2C.

Масштабное продвижение проекта Smart Checkout на российском рынке началось в 2012 г. в Краснодаре, пилотный проект был запущен в магазинах торговой сети «Магнит». На текущий момент система Smart Checkout установлена в 19 супермаркетах «Виктория» (ГК «Дикси») в Москве и Московской области и 13 магазинах «Монетка» в Уральском федеральном округе, имеет действующие контракты с компаниями «Балтика», Coca Сola, JTI, MelBrands, SCA Hygiene Products, МБ группа «Импэкс», «Дымов», «Хлебпром» и др. До конца 2017 г. Open Retail планирует заключить контракты как минимум со 120 брендами и достичь выручки в размере $100 млн.

Система Smart Checkout помогает управлять поведением покупателя в точке продажи: стимулировать пробную и поощрять повторную покупку, переключать внимание с продукции конкурентов, повышать лояльность к бренду и т.д. С ее помощью производитель может анонсировать новый продукт, информировать покупателей о достоинствах и преимуществах продукции, получать информацию о покупательской активности за конкретные периоды времени, а также отчетность и аналитику по продажам и посещаемости торговых точек. Каждый распечатанный купон регистрируется в системе под уникальным номером. При активации (получение скидки, регистрация кода купона на веб-/SMS-сервисе) купоны погашаются в системе, что исключает возможность их повторного использования, а также использования копий. Практика показывает, что покупателями активируется до 30% купонов, отметили в Prostor Capital.

Александр Головицин, «Росатом»: В России необходимо активизировать развитие промышленной роботизации
Цифровизация

Одной из основных особенностей Smart Checkout как маркетингового инструмента является четкий таргетинг — об акции информируется только целевая аудитория, за счет чего повышается конверсия и отдача от рекламной компании. Магазин получает заинтересованного покупателя с повторной покупкой, а бренд, который запустил рекламу — лояльных клиентов, которые будут больше покупать именно его товар.

По информации Prostor Capital, на текущий момент у компании нет прямых конкурентов на российском рынке. По аналогичной бизнес-модели работает американская компания Catalina Marketing, технология которой установлена в торговых сетях США, Канады, Японии и некоторых стран Европы, и локальный индийский игрок Intelleх Marketing.

«Мы давно исследуем сегмент, который условно называем “оффлайн + онлайн”. Речь идет о проектах, в бизнес-модели которых заложены оба компонента, что дает эффективную синергию бизнес-процессов и снижение затрат, — сообщил Алексей Соловьев, управляющий директор Prostor Capital. — Например, ее хорошим примером может служить онлайн-магазин обуви, где покупатель заказывает обувь через сайт, а забирать ее приезжает самостоятельно на склад магазина. Такой подход дает огромную экономию на логистике и рекламациях. В случае со Smart Checkout мы нашли не только соответствующую этим параметрам модель, но и революционный для рынка рекламы проект, который радикально меняет представление о возможностях таргетирования рекламы. Потенциал этого сегмента огромен».

«Мы уверены, что Smart Checkout сможет повторить успех западного аналога — компании Catalina Marketing, которая в настоящее время влияет на покупки 75% потребителей в США, — отметил Александр Шуров, директор Open Retail. — Совместно с Prostor Capital мы сможем расширить этот новый формат коммуникации с потребителями в российском ритейле, подключив к проекту новые торговые сети, и в будущем сделать его доступным на всей территории России».

Татьяна Короткова