Разделы

Бизнес Законодательство Интернет E-commerce

Путин пообещал отрегулировать интернет-торговлю

Президент Путин, выступая перед Федеральным собранием заявил, что интернет-торговля будет «упорядочена», а полученные от этого процесса средства будут направлены в строительство инженерной инфраструктуры.

В выступлении президента России Владимира Путина перед Федеральным собранием нашлось место для упоминания интернет-бизнеса.

По мысли главы государства, интернет-торговля станет одним из источников денег для развития инженерной инфраструктуры страны в условиях роста жилищного строительства.

Предложения по упорядочению интернет-торговли правительство уже готовит, рассказал президент депутатам и сенаторам, но никаких подробностей об этом процессе не раскрыл.

Крупные онлайн-ритейлеры, к которым CNews обратился за соображениями по поводу реплики президента Путина и перспектив регуляции рынка онлайн-торговли, отреагировали лаконично.

Представитель «Озона» Мария Назамутдинова напомнила, что локальные интернет-магазины заинтересованы в равных и понятных условиях работы для всех игроков, независимо от их размера и фактического местонахождения.

Директор по коммуникациям компании «Юлмарт» Брайан Кин выразил надежду «на гармонизацию законодательства в области интернет-торговли, которая позволит продолжить отрасли активно развиваться» и на единые, понятные, предсказуемые и не меняющиеся правила игры.

Все известные к нынешнему времени общественности и рынку инициативы по регулированию интернет-торговли направлены на ужесточение трансграничной торговли.

Так, глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов предлагал сократить число беспошлинных посылок из зарубежных интернет-магазинов до одной в месяц на одного получателя, а также снизить беспошлинный порог по стоимости (который сейчас составляет 1 тыс. евро в месяц) и по весу (31 кг). Кроме этих идей, в прессе звучали предложения со ссылкой на источники в заинтересованных министерствах о начислении дополнительной пошлины размером до 10% с посылок от интернет-магазинов.

В то же время об инициативах, направленных на дополнительную регуляцию отечественной интернет-торговли, до сих пор ничего известно не было.


Владимир Путин надеется в интернет-торговле найти деньги на жилищное строительство

Что ждут пользователи от российской системы ВКС?
Импортонезависимость

Борис Овчинников, соучредитель аналитической компании Data Insight, изучающей российский рынок электронной коммерции, комментируя выступление президента об упорядочении интернет-торговли, заметил, что ритейл, в том числе и онлайновый - это отрасль с маленькой маржой, и ее налоговые возможности ограничены. «Оборот онлайн-магазинов в России - это сотни миллиардов рублей, а кросс-бордерная (трансграничная - прим. CNews) торговля - десятки миллиардов. Налоги с таких сумм никак не могут повлиять на состояние инфраструктуры в масштабе государства».

Овчинников высказал предположение, что связка интернет-торговли и развития инженерной инфраструктуры возникла в президентском послании вследствие небрежной работы над документом.

«Есть популярное, частично обоснованное, частично подогретое лоббистами (местным онлайн-ритейлом - прим. CNews) мнение, что трансграничные покупки плохи, поскольку не стимулируют зарубежных инвесторов инвестировать в местную инфраструктуру ритейла: склады, магазины, пункты выдачи заказа», - говорит он.

Аналитик полагает, что, хотя эта идея смогла попасть в послание, но, поскольку его составляли люди, далекие от ритейла, оттенок слова «инфраструктура» при подготовке документа поменялся. В результате в итоговой версии послания речь пошла уже не логистической инфраструктуре, а об инфраструктуре инженерной, то есть об электросетях, канализации и т.д., и не об инвестициях ритейлеров и транспортных компаний, а о налогах на продавцов и покупателей.

Как нейросети трансформируют техобслуживание и ремонт на производстве
Генеративный ИИ

В отчете о состоянии отечественно рынка онлайн-торговли в 2012 г. компания Data Insight обозначила его объем как 405 млрд руб. ($13 млрд), оговорившись, что материальные товары из этой суммы занимают лишь 280 млрд руб., а остальное приходится на билеты и цифровые товары. Рост рынка по сравнению с предыдущим годом составил 27%.

Трансграничные покупки, также не учитывающиеся в объеме российского рынка, в 2012 г. по замерам Data Insight составили примерно 45 млрд руб. В отчете оговаривается, что покупки в зарубежных онлайн-магазинах - самая быстрорастущая, но при этом и наименее прозрачная часть рынка.

Исследователи полагают, что в 2012 г. товары за границей приобретали 2 млн человек или 10% от общего числа онлайн-покупателей. Ими было сделано 5-8 млн покупок для личного пользования (не для перепродажи) на сумму около 45 млрд руб.

Владислав Мещеряков