Разделы

Бизнес Законодательство Цифровизация ИТ в госсекторе

Как, кому и чем HP давала откаты в России. СХЕМА

CNews изучил коррупционную схему, с помощью которой, по мнению американских следователей, HP 10 лет назад получила контракт с Генпрокуратурой. Оказалось, что в числе потенциальных получателей откатов были чиновники различных ведомств, включая структуру Управления делами президента. Зачастую откаты передавались в виде дорогих подарков, оплаты путешествий и обучения родственников чиновников.

Как стало известно ранее, российский офис HP признал факт выплаты откатов для заключения контракта на поставку компьютерной техники в Генпрокуратуру России в 2003 г. Расследование данной истории началось еще в 2009 г. в Германии (поставки осуществлялись от лица немецкого представительства HP), затем к нему подключились власти США. В итоге HP заплатит штраф в размере $108 млн (в эту сумму входит «наказание» за аналогичную коррупционную практику корпорации в Мексике и Польше).

Газета Wall Street Journal опубликовала решение суда Северного округа штата Калифорния, рассматривавшего иск властей США к российскому представительству HP. Ответчик был признан виновным в даче взяток российским чиновникам и организации соответствующего «серого» фонда на 8 млн евро, а также в сокрытии данной информации от головного офиса HP. CNews изучил материалы дела и публикует его детали.

Тени наверху

В решении суда подробно описана схема откатов. Сама история началась еще в 1999 г., когда некое правительственное агентство (фигурирует в документах как «Агентство №1») запустило проект информатизации Генпрокуратуры, включающий поставку компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Возможно, речь идет о Федеральном агентстве правительственной связи и информации (ФАПСИ), которое в те годы занималось подобного рода проектами.

Тендер должно было проводить другое государственное предприятие, занимающееся внешнеторговыми операциями («Агентство №2»). В решении суда сказано, что это ведомство подчинялось Управлению делами президента РФ (цитата: «The Russian government used a state-owned entity organized under the Department of Affairs of President of Russian Federation»).

Изначально предполагалось, что общая сумма проекта составит $100 млн. В российском офисе HP были очень заинтересованы в участии в данном проекте, потому что он должен был открыть корпорации дорогу к крупным российским заказчикам, в том числе помочь в будущем заключить контракты с Минюстом и Верховным судом на сумму $100 млн – $150 млн, говорится в материалах дела.

В результате в HP Россия было принято решение об организации коррупционной схемы для получения контракта. В ней было замешано пятеро сотрудников представительства, включая двух топ-менеджеров. Их имена не раскрываются, но ранее сообщалось, что подозреваемым по данному делу являлся экс-глава офиса HP в России Хилмар Лоренц (Hilmar Lorenz).

Он подходит под описание главного организатора данной схемы, которое содержится в документах американского суда: с 1998 г. отвечал за продажи корпоративных систем HP в России, а в 2001 г. возглавил российское представительство. Второй топ-менеджер в 2002-03 гг. отвечал за продажи корпоративных систем российскому госсектору, а в 2004-09 гг. руководил направлением корпоративных систем в странах СНГ.

В период организации коррупционной схемы российским офисом HP руководил Хилмар Лоренц
В период организации коррупционной схемы российским офисом HP руководил Хилмар Лоренц

Откаты в «Агентство №2», согласно материалам дела, планировалось выплачивать через «Посредника №1»: некую зарегистрированную в Швейцарии фирму, созданную россиянами. Для ее прикрытия российское представительство HP планировало включить в контракт «Посредника №2»: небольшую американскую фирму, в штате которой было всего три человека.

В январе 2001 г. – вскоре после заключения договоренности между российским представительством HP и «Посредником №1» - вышеупомянутая структура Управления делами президента объявила HP победителем тендера на поставку оборудования для Генпрокуратуры. Контракт на сумму $35 млн был подписан летом того же года с американской корпорацией HP.

Однако при выполнении соглашения возникли проблемы, говорится в документах суда. Во-первых, правительство России хотело получить от США кредит для осуществления покупки оборудования HP. Речь идет о схеме экспортного кредитования, когда под гарантии правительства какой-либо страны выдается кредит на закупку товаров от экспортеров из этого же государства. Но для участия в такой схеме 85% от продаваемых товаров и услуг должны были быть американского происхождения, а в данном случае это условие не выполнялось.

Кроме того, у проверяющих из головного офиса HP возникли вопросы к «Посреднику №2». На встрече с руководством компании представители HP потребовали предоставить финансовые гарантии выполнения посредником своих обязательств. В ответ на это, по данным следствия, руководитель посредника стал угрожать передачей контракта конкуренту HP.

Чиновник с офшорами

К концу 2002 г. стало понятно, что контракт не будет исполнен. Тогда российское правительство, по информации, содержащейся в материалах дела, решило привлечь экспортное финансирование из Германии. А «Агентство №2» было заменено на «Агентство №3» - другое государственное внешнеторговое ведомство, имеющее опыт торговли с Германией (цитата: «Russia replaced Federal government agency №2 with another foreign trade entity with experience managing German export project»).

В российском представительстве HP, по данным следствия, боялись потерять контракт и поэтому привлеки коллег из немецкого офиса корпорации. Ранее сообщалось, что в расследовании прокуратуры Германии фигурируют Кеннет Уиллетт (Kenneth Willett), возглавлявший немецкое отделение HP с 2003 по 2007 гг., а также его предшественница Паэйви Типпана (Paeivi Tiippana).

И снова речь зашла о взятках. Согласно материалам суда, откаты необходимо было давать «Чиновнику А», возглавлявшему «Агентство №3» и лично курировавшему контракт с Генпрокуратурой. Следствие выяснило, что у российского чиновника уже был опыт получения откатов от западных поставщиков. В его интересах было создано несколько фирм: британские Burwell Consulting и Bracefield Builders, а также Laurel Commerce со счетом в латвийском банке. В получении откатов «Чиновнику А» помогал некий «Гражданин №1».

Коррупционная схема поставки оборудования HP в Генпрокуратуру

В распоряжении следствия оказалась электронная переписка между руководством российского офиса HP и одной из структур данного чиновника – Burwell Consulting. В ней было сказано, что для заключения контракта на сумму 35,5 млн евро (контракт к тому времени оценивался в ту же сумму, но не в долларах, а в евро) необходимо будет выплатить этой фирме комиссию в размере 8%.

Топ-менеджер HP (по описанию схожий с Хилмаром Лоренцем) согласился, после чего с Burwell Consulting был подписан контракт от лица немецкого представительства корпорации Compaq (в тот момент находилась в процессе поглощения со стороны HP). Впоследствии Burwell Consulting была заменена на другую вышеупомянутую компанию – Bracefield Builders, причем в переписке с HP в качестве ее менеджера проектов фигурировала дочь «Чиновника А», говорится в материалах суда.

«DATAREON Platform можно назвать высшей точкой развития на рынке интеграционных решений»
Импортонезависимость

?2 млн за одобрения от «Gosorgany»

Для реализации схемы был привлечен и новый зарубежный посредник – на этот раз из Германии. В решении суда он фигурирует как «Посредник №3», однако ранее в зарубежной прессе сообщалось, что это – немецкий дистрибутор ProSoft Krippner.

Сама схема выглядела следующим образом: российское представительство HP продавало необходимый для Генпрокуратуры товар своему российскому дистрибутору (в материалах дела фигурирует как «Дистрибутор», его название не разглашается). Он перепродавал технику в Prosoft Krippner, а тот – немецкому представительству HP. При этом HP покупала свое же оборудование на 8 млн евро дороже, чем оно продавалось изначально. Кроме того, Prosoft Krippner получил еще и 4 млн евро за некие сопутствующие сервисы.

Затем оборудование из Германии под видом немецкого возвращалось в Россию. Для контроля операций в российском представительстве HP завели «вторую бухгалтерию». В распоряжении следствия оказалась зашифрованная электронная таблица, в которой были описаны незаконные траты. Объем «серых» выплат составлял те самые 8 млн евро.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Как уже отмечалось, 8% от суммы контракта – 2,8 млн евро – предназначалось для выплат «Чиновнику А». Еще столько же шло по строке «Germanization and design in Germany»: по-видимому, речь идет об операциях, предназначенных для придания поставляемому товару вида продукции, произведенной в Германии. 2 млн евро были записаны в строку «Gosorgany». В другой секретной таблице, описывающей незаконные траты, эта строка называлась «Разрешения». Наконец, ?280 тыс. предназначались для «Посредника №1», фигурировавшего еще со времен предыдущей схемы поставок оборудования в Генпрокуратуру.

Таким образом, общий размер «серых расходов» HP составил 22% от суммы контракта. При этом на взятки российским чиновникам ушло 16% от суммы контракта (остальные 6%, по-видимому, были выплачены за «германизацию» и другие услуги немецких посредников). Отметим, что данная таблица с информацией о «серых выплатах» не распространялась за пределы российского офиса HP, и в отчетах, направляемых в штаб-квартиру корпорации, ее не было.

Внутренний кодекс HP запрещает коррупционные операции, а также требует одобрения всех сделок на суммы свыше $500 тыс. Данную сделку также рассматривали финансовые ревизоры из головного офиса HP. Первоначально у них возникли сомнения относительно тех самых неучтенных 8 млн евро. Однако руководству российского представительства HP удалось убедить проверяющих, что эти средства пойдут на различные услуги от Prosoft Krippner.

На самом деле этот немецкий дистрибутор не мог выполнить таких услуг, говорится в решении суда. Тем не менее, глава HP Россия заверил проверяющих, что никаких «серых» схем не используется, и одобрение было получено.

Подарки для чиновников: часы, драгоценности, бассейны…

В августе 2003 г. сделка состоялась. Всего из суммы контракта 35,5 млн евро не менее 21 млн евро прошли через «Посредника №3» - Prosoft Krippner. Себе немецкая фирма оставила от этой суммы менее 200 тыс. евро. Остальные средства ушли на банковские счета (преимущественно в Литве и Латвии) оффшорных структур, в т.ч. российского дистрибутора, участвовавшего в сделке, и чиновников-коррупционеров.

Так, 9,3 млн евро были переведены оффшору Vosters Group с Британских Виргинских островов. Перевод осуществлялся в рамках контракта на поставку оборудования, сумма которого была на 3,5 млн евро меньше. По данным на апрель 2014 г., согласно базе оффшоров Международного союза журналистов, Vosters Group принадлежит некоему Сергею Альту.

Еще 2,2 млн евро были переведены от немецкого дистрибутора в американскую компанию Jutland Business. Она, как и вышеупомянутая Vosters Group, действовала в интересах дистрибутора – партнера российского HP. Значительную часть полученных средств, как следует из материалов дела, эти структуры направили на покупку дорогих подарков: автомобилей премиум-класса, драгоценностей, одежды, электроники, а также оплату турпоездок и обучения. Следователи полагают, что это были своеобразные формы взяток.

В американских справочниках указано, что сейчас Jutland Business имеет офис в Москве, а ее президентом является Константин Тушков. Ранее Jutland Business была замешана в скандале в Казахстане: обнаружилось, что она осуществляла фиктивные поставки программного обеспечения в государственные органы. В запросе властей Казахстана, отправленном в США, говорилось, что за этой компанией стоит российский бизнесмен Александр Владимирович Никольский.

Часть средств была направлена «Чиновнику А» в компанию Laurel Commerce, откуда деньги ушли другому оффшору – Svanson Group – и снова были направлены на покупку драгоценностей, одежды, стройматериалов и т.д. 300 тыс. евро ушли из Германии в Bracefield Builders, за которой, как уже отмечалось, также стоял «Чиновник «А». Никаких работ по контракту с этим оффшором не проводились, а средства из него были переведены в Laurel Commerce.

Фигурирует в решении суда и другой российский чиновник – «Чиновник Б». Для него Prosoft Krippner перевела 550 тыс. евро на счет оффшора Kotrax Group в Боснии и Герцеговине, который потратил их на покупку дорогих часов, оборудования для бассейнов, путешествия и т.д. Еще два платежа на суммы 950 тыс. евро и 100 тыс. евро немецкий дистрибутор сделал под предлогом «срочных нужд контракта с HP и Генпрокуратурой». Однако на деле средства ушли на оплату работ для членов семьи «Чиновника Б».

С учетом того, что данное лицо получило всего не менее 1,6 млн евро, можно предположить, что это тот самый человек, который, согласно «черной бухгалтерии», обеспечивал получение разрешения для поставки в Генпрокуратуру оборудования HP. Отметим, что обычно разрешения на импорт высокотехнологичной продукции выдает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Крупный платеж на сумму 2,6 млн евро ушел от немецкого дистрибутора в Verwood Industries из Великобритании. По данным базы британских компаний на апрель 2014 г., данная структура принадлежит неким Андрею Агапову и Евгению Сироткину. Средства переводились в рамках контракта, по которому никаких работ сделано не было, а деньги ушли на оплату мебели, бытовой техники, одежды, расходов на путешествия и т.д.

Также были зафиксированы переводы из Германии в американскую Angelstone International и Marple Associated из Белиза на суммы 970 тыс. евро и 630 тыс. евро соответственно.

В России еще в 2010 г. Следственный комитет провел обыски в офисе HP. Однако это делалось в рамках запроса немецких правоохранительных органов. О возбуждении уголовного дела в России не сообщалось. Генпрокуратура и другие правоохранительные органы проигнорировали решение американского суда и признание российского офиса HP в осуществлении коррупционных сделок. В то же время в Польше, где HP также созналась в даче взяток, обвинение предъявлено как сотруднику представительства американской корпорации, так и ИТ-директору польской полиции, которому и давались откаты.

Игорь Королев