Разделы

Телеком Инфраструктура

«ЭРА-ГЛОНАСС» не готова к работе из-за неспешности операторов "большой тройки"

За полгода до запуска в промышленную эксплуатацию система оповещения об автомобильных авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» не готова к полноценной работе более чем в половине регионов России, т.к. сотовые операторы не модернизировали должным образом свое оборудование для приема сигнала от терминалов системы.

CNews протестировал работу системы оповещения об авариях на автотранспорте «ЭРА-ГЛОНАСС». Изначально ее планировалось запустить в промышленную эксплуатацию с 1 января 2014 г., однако сейчас разработчики системы говорят, что текущий год было решено выделить на опытную эксплуатацию. Обязательное оснащение всех автомобилей новых моделей оборудованием «ЭРА ГЛОНАСС» по регламенту Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана должно начаться с января 2015 г., вообще всех новых автомобилей – с января 2017 г.

Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна фиксировать факт аварии и передавать информацию об этом в диспетчерский центр. Получая звонок, оператор системы сразу видит информацию о координатах автомобиля, его VIN-номер, время события, количество пристегнутых пассажиров и другие данные. При этом между оператором и водителем устанавливается голосовое соединение.

Убедившись, что действительно произошла авария, оператор «ЭРА-ГЛОНАСС» может принять решение о переводе звонка в систему экстренного реагирования «112». Промежуточное звено в виде диспетчера «ЭРА-ГЛОНАСС» необходимо для защиты диспетчеров «112» от ложного срабатывания.

Оператором «ЭРА-ГЛОНАСС» сначала была компания «НИС ГЛОНАСС» - совместное предприятие АФК «Система» и «Российских космических систем». В 2012 г. эти функции были переданы некоммерческому партнерству (НП) «ГЛОНАСС», членами которого являются сотовые операторы большой тройки и «Ростелеком», а также «Яндекс» и еще несколько компаний.

Для передачи сигнала от терминала, установленного в автомобиле, в диспетчерский центр используется сотовый канал связи. При возникновении аварии осуществляется автоматический звонок на номер «112». При этом терминал передает специальный eCall-флаг. Распознав его, коммутатор оператора определяет, что вызов необходимо маршрутизировать не напрямую в «Систему-112», а именно в «ЭРА-ГЛОНАСС». Затем в терминале включается специальный внутриполосный модем, который в сообщении длиной 140 байт передает диспетчеру информацию об автомобиле и его координатах. Предусмотрен и резервный канал передачи информации – через SMS (он задействуется в случае пяти неудачных попыток соединения через модем).

В автомобильном терминале «ЭРА-ГЛОНАСС» установлена SIM-карта НП «ГЛОНАСС». Само НП «ГЛОНАСС» должно работать в качестве виртуального оператора на сетях трех крупнейших провайдеров: МТС, «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») и «Мегафон». Интеграция сразу с тремя сетями необходима для максимального покрытия вдоль автодорог: независимо от того, в зоне обслуживания какого из операторов находится автомобилист, вызов должен дойти до диспетчера.

Что уже сделано

К настоящему моменту НП «ГЛОНАСС» установил собственные узлы связи виртуального оператора (коммутаторы) во всех российских регионах (в некоторых случаях один коммутатор устанавливался на два региона). В Москве работает call-центр системы. Пока в нем в один момент времени находится только один диспетчер, так как реальных пользователей у системы практически нет. Но в дальнейшем будут запущены также call-центры в Санкт-Петербурге и Новосибирске, в каждом из которых в любой момент времени будет работать по пять диспетчеров.

Налажена работа и собственного SMS-центра системы в Москве, планируется запуск SMS-центра и в Санкт-Петербурге. А вот от необходимости сдачи своей сети Роскомнадзору НП «ГЛОНАСС» был освобожден: как говорится в соответствующем письме замглавы ведомства Олега Иванова (его копия имеется в распоряжении CNews), в этом нет необходимости, так как НП «ГЛОНАСС» не предоставляет платных услуг. Впрочем, в будущем дополнительные платные сервисы все-таки планируются.

Нажмите, чтобы увеличить

Источник: CNews, 2013

Одной из коллизий в работе «ЭРА-ГЛОНАСС» являются медленные темпы внедрения системы «112». В настоящий момент она работает только в шести регионах: Татарстан, Тульская, Курская, Калужская, Астраханская и Новосибирская области. Без переключения в «112» смысл работы «ЭРА ГЛОНАСС» не очевиден: данные от диспетчера системы, в таком случае, передаются только в Минтранс для сбора статистики.

В НП «ГЛОНАСС» сообщили, что могут передавать данные о происшествиях в любую из экстренных служб, в автоматизированную информационно-управляющую систему ДПС ГИБДД, в ситуационные центры губернаторов и другие службы. Однако пока соответствующих регламентов нет.

Неспешность «большой тройки»

Самым сложным этапом в реализации проекта оказалась интеграция с существующими сотовыми сетями. Собственно, этот момент и был выявлен в ходе проведенного CNews тестирования. Для тестирования использовалась SIM-карта и автомобильный терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», предоставленные НП «ГЛОНАСС».

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Тестирование стартовало в Москве. Для начала корреспондент CNews вставил SIM-карту НП «ГЛОНАСС» в обычный сотовый телефон. Аппарат автоматически подключился к сети МТС. Попытки вручную подключиться к сетям «Билайна» и «Мегафона» закончились неудачно. Из этого можно сделать вывод, что в столице «ЭРА-ГЛОНАСС» подключена только к сети МТС.

Следующим этапом стала проверка работы уже самого устройства. Соединение с call-центром системы «ЭРА-ГЛОНАСС» происходило успешно (для этого на терминале необходимо было нажать специальную кнопку вызова), диспетчер также видел координаты, откуда совершался звонок. Затем корреспондент CNews вместо SIM-карты НП «ГЛОНАСС» начал поочередно вставлять в терминал SIM-карты от обычных сотовых операторов.

Попасть в диспетчерскую «ЭРА-ГЛОНАСС» удалось только с помощью SIM-карты МТС. При попытке соединения через SIM-карту «Билайна» звонок уходил в автоматический информатор, с которым абоненты соединяют при наборе номера «112». С SIM-картой «Мегафона» звонок вообще уходил в никуда (соединения не происходило). Из этого можно сделать вывод, что у «Билайна» и «Мегафона» в Москве нет не только подсоединения к «ЭРА-ГЛОНАССС», но нет и поддержки eCall-флага (не поддерживается оборудованием или отключен): то есть коммутатор не понимает, что это не простой вызов на «112».

Следующим шагом корреспондент CNews провел тестирование «ЭРА ГЛОНАСС» в двух регионах, где уже работает «112»: Тула и Татарстан. В Туле соединение прошло нормально, и диспетчер заверил, что может перевести звонок на «112». В столице Татарстана Казани звонок с устройства НП «ГЛОНАСС» сразу ушел в «112», минуя диспетчерский центр «ЭРА ГЛОНАСС». То есть произошло то же самое, что было бы при простом звонке в «112», соответственно, координаты также не были переданы.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Вице-президент НП ГЛОНАСС по стратегическому развитию Евгений Белянко дал CNews следующие пояснения. Подсоединение «ЭРА ГЛОНАСС» к сети МТС есть во всех 83 российских регионах, при этом только в 34 из них оборудование МТС поддерживает eCall-флаг. Вышеупомянутый казус в Татарстане объясняет как раз тем, что там у МТС нет eCall-флага. Внедрение данной технологии, в соответствие с планами МТС по модернизации оборудования, должно пройти в III квартале 2014 г. – II квартале 2015 г.

К «Билайну», по словам Белянко, подсоединение сейчас есть только в тестовой режиме. До конца мая 2014 г. должны быть подключены 12 регионов. Работу с eCall-флагом «Билайн» протестировал на коммутационном оборудовании всех своих поставщиков. Сейчас данная технология поддерживается в 40 регионах.

В остальных регионах, включая Москву, работа с eCall-флагом и подключение к сети «ЭРА ГЛОНАСС» будет реализовано, в соответствие с планами по обновлению ПО на коммутационном оборудовании «Билайна», в III квартале текущего года.

Подсоединение к «Мегафону» сейчас также выполнено в тестовой режиме, говорит Белянко. Поддержка данным оператором технологии eCall-флаг ожидается в III-IV квартале текущего года.

То, что МТС лучше всех готов к работе с «ЭРА-ГЛОНАСС», можно объяснить тем, что эта компания принадлежит АФК «Системе» - владельцу «НИС-ГЛОНАСС», прежнего разработчика системы. Именно на сети МТС и начиналось внедрение «ЭРА ГЛОНАСС». С «Билайном» и «Мегафоном» НП «ГЛОНАСС» подписало соглашения о подключении/роуминге лишь в конце 2013 г. При этом из данных НП «ГЛОНАСС» следует, что если «Билайн» хотя бы обеспечил eCall-флаг в половине регионов, то «Мегафон» находится лишь в начале пути.

Готовность сотовых операторов к работе с «ЭРА-ГЛОНАСС» на май 2014 г.

Оператор/показатель готовности «Билайн» МТС «Мегафон»
Количество регионов, где сотовый оператор подключен к сети «ЭРА-ГЛОНАСС» 12 (план до конца мая) 83 0
Количество регионов, где оборудование сотового оператора поддерживает eCall-флаг 40 34 0

Источник: НП «ГЛОНАСС»

Источник CNews, близкий к разработчикам системы, поясняет: собственного желания у операторов интегрироваться с «ЭРА-ГЛОНАСС» нет, и проект будет «буксовать» до тех пор, пока операторам не поступит сигнал сверху. Это при том, что сотовые операторы «большой тройки», как уже отмечалось, входят в число учредителей НП «ГЛОНАСС». В «Билайне» и «Мегафоне» сообщили, что, как и требуется законодательством, работы по интеграции с «ЭРА-ГЛОНАСС» будут полностью завершены к 2015 г.

При этом даже в случае с МТС в 50 регионах нет поддержки eCall-флага, значит, от использования оборудования «ЭРА ГЛОНАСС» не будет толку: звонок, как и при вызове с обычного телефона, уйдет на «112». Более того, пример с Татарстаном показал, что eCall-флага нет даже в некоторых из тех немногочисленных регионов, где работает «112». Соответственно, число регионов, где сейчас имеет смысл применять оборудование «ЭРА ГЛОНАСС», пока исчисляется считанными единицами.

Игорь Королев