Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Минкомсвязи: Переход на электронные госуслуги далек от завершения, нужны единые требования

Констатировав сложности, препятствующие успешному переходу на предоставление госуслуг в электронной форме, в Минкомсвязи подготовили требования к ним. Документ конкретизирует лозунги, изложенные в написанной ранее концепции электронных госуслуг. Для приоритетных услуг новые правила должны начать соблюдаться с 2016 г.

«Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ)» будут утверждены постановлением Правительства. Его проект Минкомсвязи (автор документа) опубликовало для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru (см. полный текст).

«Необходимость в таких требованиях связана с тем, что несмотря на определенные успехи при реализации проекта по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в настоящее время этот процесс далек от завершения», - говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

В ходе реализации проекта был выявлен ряд сложностей, препятствующих успешному переходу на предоставление госуслуг в электронной форме, считают в Минкомсвязи. Среди таких сложностей, по мнению министерства, «особенно выделяется фактическая и юридическая невозможность для ряда услуг реализовать все пять этапов, предусмотренных для перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Постановление должно устранить выявленные сложности, и предусматривает требования к выполнению в электронной форме отдельных административных процедур. Выполнение этих требований позволит существенно облегчить для граждан получение госуслуг в электронной форме, уверены в Минкомсвязи.

К административным процедурам авторы документа относят прием органом власти от заявителя документов, необходимых для предоставления услуги, запись на прием, направление ведомством заявителю сведений о ходе предоставления и результата предоставления услуги, обеспечение возможности оценить качество услуги и ряд других.

Что изменится

Прием органом власти от заявителя полного комплекта документов в электронной форме и их регистрация являются началом предоставления услуги, говорится в документе.

Принятие ведомством электронных документов, подписанных электронной подписью, согласно проекту постановления, «исключает необходимость их повторного представления на бумажном носителе, если иное не установлено федеральным законом».

Выбрать дату и время приема, а также территориальное подразделение органа власти заявитель сможет на Едином портале госуслуг.

Запись на прием должна осуществляться через сервис Единого портала, который в режиме реального времени будет отражать расписание работы органа власти.

Там же должна быть обеспечена возможность оплатить услугу, а ведомство, которому предназначается платеж, должно проинформировать гражданина о получении денег.

Результат оказания услуги, согласно документу, может быть направлен заявителю в электронной форме (за исключением случаев, установленных федеральным законом), причем даже в том случае, если гражданин обращался за услугой очно.

Результат услуги, полученный в электронной форме, может быть сохранен в «личном кабинете» заявителя на Едином портале. Туда же ведомства должны будут направлять уведомления о ходе предоставления услуги (в частности, о записи на прием, получении документов, оплаты и т.д.).

Получив услугу, гражданин должен иметь возможность в электронном виде оценить качество ее предоставления. Эти сведения будут «обобщаться и анализироваться», говорится в проекте постановления.

Если услуга не будет предоставлена, гражданин сможет пожаловаться на ведомство. Сделать это можно будет на том же Едином портале.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Субъектам документ рекомендует учитывать перечисленные требования при ведении региональных порталов.

Когда изменится

Услуги федеральных ведомств и внебюджетных фондов, включенные в число приоритетных, должны будут соответствовать этим требованиям с 1 января 2016 г. Услуги субъектов и муниципалитетов из того же перечня – с 1 июля 2016 г.

К приоритетным относятся регистрация автомобилей и прав на недвижимость, выдача внутренних и заграничных паспортов, запись к врачу и в общеобразовательное учреждение, услуги ЗАГСа, выдача разрешений на строительство и др.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Возможность обжалования и федеральные, и региональные органы должны будут обеспечить с 1 января 2016 г.

Услуги, не вошедшие в число приоритетных, также не были забыты. Федеральные органы, фонды, а также ГК «Росатом» до 1 июля 2015 г. должны будут утвердить и направить в Минкомсвязи планы их перевода в электронный вид. Конечный срок реализации этих планов должен быть не позднее 1 июля 2017 г.

Регионы должны будут согласовать свои планы с Минкомсвязи до 1 июля 2015 г., а их конечный срок определен проектом постановления как 31 декабря 2018 г.

Зачем изменится

«Документ, опубликованный Минкомсвязи, заполняет пробелы 210-ФЗ (о предоставлении госуслуг, - прим. CNews) и конкретизирует Концепцию развития механизмов предоставления госуслуг в электронном виде», - говорит Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС.

В нынешней ситуации, по его словам, многие ведомства не согласны с тем, что подача заявления в электронной форме или получение результата по 3 и 5 этапам получения госуслуг не совместимы с требованием личного визита граждан.

«Действующие нормативно-правовые акты, если читать их буквально, не запрещают им работать по старинке. То есть электронные госуслуги не приносят гражданам ожидаемого от них эффекта», - считает эксперт.

Модель пяти этапов, действующей сегодня, подходит далеко не для всех услуг, добавляет он: «Например, если смотреть формально, то информирование о ходе предоставления услуги должно происходить на четвертом этапе, но на практике ведомство должно информировать гражданина на всех этапах предоставления услуги заявления в электронном виде. Или, например, заявитель должен иметь возможность по своему выбору подать заявление очно, а результат получить в электронной форме».

Новое постановление, по мнению Брауде-Золотарева, конкретизирует требования к основным составляющим предоставления услуги, которые наиболее важны для заявителей.

Александр Левашов