Разделы

Телеком Мобильная связь

Как защититься от мобильных мошенников. Тест МТС, «Мегафона» и «Билайна»

Корреспондент CNews Игорь Королев протестировал предусмотренную поправками к Закону «О связи» возможность защититься от мобильных мошенников и завести отдельный счет для контентных услуг. Оказалось, что сотрудники самих операторов далеко не всегда знают о такой услуге, а у МТС процедура открытия счета весьма забюрократизирована.

С 1 мая 2014 г. вступили в силу поправки к Закону «О связи», которые обязывают сотовых операторов обеспечить своим абонентам возможность оплаты услуг сторонних контент-провайдеров с отдельного счета. Введение данной нормы было обусловлено все возрастающим потоком жалоб абонентов на навязанные и мошеннические контент-услуги: абонент совершает некое действие, после чего с его счета (без явного согласия) начинают списываться денежные средства.

Когда летом 2013 г. соответствующий законопроект был принят в I чтении, предполагалось, что второй счет будет заводиться по умолчанию для всех абонентов. Но сотовые операторы выступили категорически против, предупреждая, что такая норма нанесет урон легальным сервисам (а заодно и доходам самих операторов). В итоге ко II чтению дату вступления закона перенесли на 1 мая, а открытие второго счета сделали необходимым только по заявлению абоненту.

Итак, пришло время проверить, как второй счет работает на практике. Поскольку корреспондент CNews не знал, какова процедура заведения второго счета, он решил просто обратиться в салоны связи операторов. Первым делом отправился в МТС. Но девушка-консультант оказалась в неведении:

- Я ничего об этом не знаю. Лучше позвоните в абонентскую службу – там ИТ-специалисты вам все расскажут, - сообщила она.

Девушка из абонентской службы взяла тайм-аут на выяснение подробностей, потом вернулась и заявила, что такой услуги у них нет. При этом еще недавно вице-президент МТС Василь Лацанич рассказывал о такой возможности.

Корреспондент CNews пошел на сайт МТС. Там нашлось упоминание о такой услуге, но вместо описания происходила отсылка к полному договору об оказании контент-услуг. Пришлось его перечитывать.

Дойдя до параграфа с отдельным вторым счетом, корреспондент узнал, что для его получения нужно подавать письменное заявление, которое будет рассматриваться в течение целых 10 дней. С учетом того, что сами сотрудники оператора об этом не знают, пришлось звонить в пресс-службу.

- Вам просто не повезло, - успокоил пресс-секретарь компании Дмитрий Солодовников. – Второй счет есть – я сам ходил и проверял. Что касается письменного заявления: поскольку речь идет о финансовом счете, то нам необходимо проверять личность заявителя.

Корреспондент CNews отправился в другой офис МТС. Молодой человек – сотрудник салона связи об этой услуге также ничего не знал. Но отправлять абонента он никуда не стал: вместо этого он сам зашел на сайт своей компании, потом кому-то позвонил, проконсультировался и затем предложил написать заявление. Отметим, что взяв заявление, он не стал проверять паспорт (это к вопросу о проверки личности).

Следующий в списке на проверку был «Билайн». В его офисе корреспондента CNews также ждал отказ.

- Для открытия второго счета ничего не надо делать, просто пополняйте его, указав вместо первой цифры номера «6», - рассказал консультант.

Сергей Зинкевич, K2 Cloud: Скоро станут популярными облачные маркетплейсы
Облачные тренды

Очевидно, консультант ошибался: сам по себе второй счет не заводится. Поскольку корреспондент уже знал, что с первого раза может не повезти, то пошел во второй офис.

Женщина-продавец также заявила, что для открытия второго счета ничего делать не надо, но потом она все-таки решила уточнить информацию. Поняв, что не все так просто, она спросила номер мобильного телефона и попросила паспорт. Удостоверившись, что корреспондент действительно клиент «Билайна», она написала на листе бумаги USSD-команды для создания счета. Правда, так и осталось непонятным, зачем для передачи публичной информации об этих командах надо было спрашивать паспорт.

Ради интереса корреспондент CNews зашел в центральный офис «Билайна» на Краснопролетарской улице. В нем девушка-консультант сразу поняла вопрос и расписала все необходимые команды для создания счета, пополнения и т.д. на листе бумаги (она пыталась распечатать их на принтере, но тот завис).

Затем последовала проверка абонентской службы «Билайна». Молодой человек также был в курсе вопроса и продиктовал соответствующие коды. Заодно выяснилось, что завести второй счет можно звонком на специальный IVR-номер или в личном кабинете. А вот на сайте «Билайна» найти данную информацию не удалось. Как выяснилось позже, страница с описанием второго счета была, но ее хорошо спрятали в глубине сайта.

99,9%, 99,95%, 99,982% и все? Как повысить надежность ИТ с помощью SLA
Маркет

Оставалось проверить «Мегафон». Девушка в салоне оператора, сверившись с инструкцией, написала USSD-код для включения услуги. На сайте оператора также легко нашлась страница с описанием услуги. А специалист из абонентской службы тут же выслал SMS-сообщение с соответствующими кодами (это удобнее, что записывать их под диктовку, как у «Билайна»).

Подводя итог, можно отметить, что сложнее всего завести второй контентный счет в МТС – для этого требуется визит в офис и письменное заявление. Да и сами сотрудника оператора зачастую не знают о такой услуге и могут ввести в заблуждение.

У «Билайна» и «Мегафона» счет заводиться простым вводом USSD-команды с телефона. Но некоторые сотрудники «Билайна» все равно путаются в услуге (в пресс-службе оператора заверили, что уже проводят специальные тренинги для сотрудников на данную тему). Кроме того, и «Билайну», и «Мегафону» стоило бы разместить в офисах буклеты с описанием услуги, а не писать на чеках и листах бумаги комбинации из различных кодов.

Впрочем, на заведении дополнительных счетов приключения корреспондента CNews не закончились: далее он начал ими пользоваться. О том, с какими неожиданностями он столкнулся, читайте в следующем материале CNews.

Игорь Королев