Разделы

Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе Инфраструктура

Создание национальной СЭД заморожено

Разработка национальной системы документооборота приостановлена на неопределенный срок. Контракт Минкомсвязи с НИИ «Восход» на соответствующие работы был расторгнут, и возможность заключения нового договора пока не рассматривается. Министерство сосредоточилось на подготовке правил обмена электронными документами.

Работы по созданию национальной СЭД, проводимые НИИ «Восход» по контракту с Минкомсвязи, были приостановлены, поскольку в ходе их проведения стало понятно, что требуется провести дополнительные исследования, сообщили CNews в Минкомсвязи. По результатам дополнительных исследований «выявилась необходимость значительно расширить объем работ, которой был ранее предусмотрен контрактом», добавили в ведомстве.

Возможность заключения нового контракта с новыми сроками, по словам представителя Минкомсвязи, пока не рассматривается.

Тендер на создание национальной СЭД был проведен Минкомсвязи в начале октября 2013 г. Его победителем стал подведомственный министерству НИИ «Восход», согласившийся выполнить работы за i40,3 млн при предложенной заказчиком начальной максимальной цене i45 млн (характерно, что по условиям конкурса, кто бы ни стал его победителем, выполнение работ было предусмотрено исключительно на территории «Восхода».)

Стоит отметить, что формулировка «национальная СЭД» появлялась только в середине текста конкурсной документации. В ее заголовке же речь шла о «работах в 2013 г. по осуществлению перехода на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством до 2017 г.». Однако именно разработка системного проекта платформы СЭД и сервисов электронного взаимодействия значилась первым пунктом в перечне надлежащих к исполнению работ (далее шли разработки проектов национального стандарта формата файла электронного документа и регламента хранения таких документов, а также создание прототипа национальной платформы СЭД).

На официальном сайте госзакупок можно найти информацию о том, что 10 декабря 2013 г. контракт с «Восходом» был расторгнут «по соглашению сторон». Как можно понять из общения с экспертами, данный факт мало кого способен расстроить. Идея национальной СЭД в том виде, в каком она была представлена, подвергалась жесткой критике и называлась непродуманной и даже нереализуемой.

Таким образом, взаимодействие федеральных ведомств сейчас продолжается по старой схеме. То есть, как указывает в разговоре с CNews председатель совета директоров компании ЭОС Владимир Баласанян, основным способом их переписки остается почтовая рассылка бумаги — Фельдъегерской службой, «Почтой России» и т. п. Часть документов отправляется в виде электронных сканов по системе межведомственного электронного документооборота МЭДО (этот процесс не нужно путать с функционированием СМЭВ, по которой осуществляется передача данных, необходимых для оказания госуслуг для органов власти всех уровней).

Тем не менее, работа по переводу органов власти на безбумажное электронное взаимодействие продолжается, говорят в Минкомсвязи: разрабатываются правила обмена электронными документами.

В начале июня 2014 г. был подготовлен проект постановления «Об утверждении порядка обмена электронными документами при организации информационного взаимодействии государственных органов и организаций».

Принимаемый порядок устанавливает единые правила обмена электронными документами, за исключением межведомственных запросов, касающихся документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Проект документа был разработан Минкомсвязи совместно с ФСО. По словам Владимира Баласаняна, при его подготовке было учтено мнение еще ряда заинтересованных сторон, в том числе Росархива и профессионального сообщества в лице экспертного совета Минкомсвязи.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Баласанян указывает на то, что принятие подобных документов всегда по определению является результатом множества компромиссов. И, тем не менее, этот результат в данном случае он считает крайне важным, нужным и прогрессивным, потому что с помощью новых регламентов предполагается решить, наконец, проблему создания электронных документов-подлинников.

Электронный документ в постановлении описывается как «структурированная совокупность данных, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием ИТ, и снабженная реквизитами, включая электронную подпись, для ее использования и совершения юридически значимых действий».

Эту формулировку небезынтересно сравнить с определением электронного документа, которым Минкомсвязи оперировало в конкурсе на создание национальной СЭД. Звучало оно следующим образом: «Официальный документ в электронной форме, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в СЭД федерального органа исполнительной власти».

В новом постановлении предполагается, что передача электронных документов, подписанных в обязательном порядке усиленной квалифицированной электронной подписью, и технологических электронных сообщений с использованием транспортной шины станет осуществляться через защищенные каналы связи с применением средств, сертифицированных ФСБ и (или) ФСТЭК.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Самими участниками обмена защита передаваемой информации будет обеспечиваться с помощью криптографичеких и антивирусных средств, а также средств межсетевого экранирования и препятствия несанкционированному доступу.

Принятие проекта постановления позволит ускорить взаимодействие госорганов, снизит трудозатраты и повысит эффективность и качество госуправления в целом, уверены его авторы.

Если постановление в его нынешнем виде будет подписано председателем Правительства Дмитрием Медведевым, то федеральным органам исполнительной власти будет предписано обеспечить соответствие их ведомственных СЭД новому порядку до 27 апреля 2015 г.

Денис Воейков