Разделы

Телеком Мобильная связь

«Ростелеком» отстоял законность выплаты 200-миллионного «золотого парашюта» своему экс-президенту

Кассационная инстанция отменила решение арбитражного суда о признании незаконной выплату «золотого парашюта» экс-президенту «Ростелекома» в размере 200 млн руб. Истцы обещают обжаловать такой вердикт.

Арбитражный суд Северо-Западного округа удовлетворил кассационную жалобу «Ростелекома» на вердикт Арбитражного суда Санкт-Петербурга, признавшего в прошлом году незаконным решение совета директоров компании о выплате «золотого парашюта» экс-президенту компании Александру Провоторову. Об этом Cnews сообщили в «Ростелекоме».

Провоторов покинул «Ростелеком» в начале 2013 г. Тогда же совет директоров компании решил выплатить ему i233 млн. Из них i200,8 млн были компенсацией за досрочное расторжение контракта, i2,5 млн — премия за работу в IV квартале 2012 г. и i29,7 млн — премия за весь 2012 г.

Миноритарный акционер «Ростелекома» Олег Ашурков обжаловал это решение в арбитражном суде. Истец указал, что совет директоров не вправе был рассматривать вопрос о выплатах Провоторову, так как это является прерогативой соответствующих органов компании. Более того, в повестку заседания совета директоров заранее не был включен этот вопрос, из-за чего Росимущество не подготовило соответствующую директиву о голосовании госпредставителей в совете.

Кроме того, Ашурков обратил внимание, что размер выплаченной компенсации Провоторову за его досрочный уход складывается не только из зарплаты, но и из всех премий, которые он мог бы получить, продолжая работать в «Ростелекоме». Однако выплата премии является правом, а не обязанностью компании, и заранее нельзя было предугадать, получил бы ее Провоторов или нет, считает истец. К данному иску присоединились Росимущество и еще один миноритарный акционер «Ростелекома», бывший топ-менеджер холдинга «Связьинвест» (в него входил «Ростелеком») Виктор Савченко.

«Ростелеком» и сам Провоторов возражали против удовлетворения иска. «Ростелеком» указывал, что размер выплаченной компенсации Провоторову соответствовал уровню его достатка, а размер зарплаты экс-президента был на уровне средних зарплат топ-менеджеров федеральных телекоммуникационных операторов и компаний с госучастием. При этом законность выплаты компенсации экс-президенту «Ростелекома» была подтверждена проверками Трудовой инспекции и Генпрокуратуры.

Согласно материалам судебных разбирательств, первоначально контракт с Провоторовым был заключен осенью 2010 г. сроком на два года. Размер его зарплаты был установлен на уровне i950 тыс. в месяц. При этом предполагалось выплата квартальных премий в размере до 40% от суммы зарплаты за соответствующий период, а также годовых премий в сумме до 80% от общей зарплаты за год.

Чуть позже Провоторову предоставили еще и 50-процентную надбавку к зарплате за работу со сведениями, составляющими гостайну. Таким образом, в первые годы своей работы президент «Ростелекома» мог зарабатывать до i30,78 млн в год. В случае же досрочного расторжения контракта Провоторову полагалась компенсация в виде выплаты трехмесячного оклада.

Весной 2012 г. контракт с Провоторовым был изменен. Во-первых, срок его действия продлили до лета 2015 г. Во-вторых, размер зарплаты подняли более чем в три раза до i3,1 млн в месяц. То есть за год тогдашний президент «Ростелекома» мог заработать до i100,4 млн. Наконец, в случае досрочного расторжения контракта Провоторову полагалась выплата компенсации в размере всех окладов, которые он мог бы получить до даты окончания контракта, но не более чем за два года.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Квартальная премия выплачивалась при условии добросовестного выполнения президентом «Ростелекома» его обязанностей, выполнения плана по выручке компании, достижения целевого значения рентабельности по показателю OIBDA (прибыль до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам) и целевой доли аварий на сетях связи, устраненных в нормативные сроки. Ежегодная премия выплачивалась при достижении плана по чистой прибыли, непревышении целевого уровня отношения чистого долга к показателю OIBDA, достижении целевых значений по доли рынка, возврату на вложенный капитал, выручке на одного работника и сокращению затрат на приобретение товаров.

В начале 2013 г совет директоров «Ростелекома» посчитал, что экс-президент компании заслужил выплату полной премии за 2012 г. (в размере 80% от зарплаты) и частичной премии за последний квартал 2012 г. (27% от зарплаты). При расчете же компенсации за досрочный уход совет директоров учел не только зарплату, которую Провторов мог бы получить за два последующих года работы (i74,4 млн), но и все остальные возможные выплаты за этот период: доплату за гостайну (i37,2 млн), квартальную и ежегодные премии в полных объемах (i29,76 млн и i59,5 млн соответственно).

Суд первой инстанции установил, что совет директоров «Ростелекома» был вправе рассматривать вопрос о выплате компенсации экс-президенту компании. Более того, выплата компенсации в той части, которая зависела от фиксированного размера оклада Провоторова (зарплаты и надбавки за работу с гостайной) должна была быть осуществлена и без решения совета директоров.

А вот расчет компенсации, исходя из размера переменной части оклада Провоторова, был неверен, установил суд: как верно заметили истцы, выплата премии — право, а не обязанность компании. Апелляционная инстанция согласилась с таким решением, отметив, что за I квартал 2013 г. чистая прибыль «Ростелекома» упала в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., а у компании на момент ухода Провоторова имелись многочисленные долговые обязательства.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Поэтому нельзя было заранее спрогнозировать, получал бы Провоторов премии в случае продолжения работы в компании или нет, указал суд. К тому же Провоторов отказался раскрыть, сколько он получает на своем нынешнем месте работы — в Tele2 (он является первым замгендиректора компании). Поэтому апелляционный суд посчитал размер выплаченного ему вознаграждения неадекватным.

Какими доводами руководствовался суд кассационной инстанции, отменяя это решение, пока не известно. Один из истцов — Виктор Савченко — уже заявил, что будет оспаривать такой вердикт. В Tele2 от комментариев отказались.

Игорь Королев