Разделы

Телеком Мобильная связь

Минкомсвязь, Россвязь и Роскомнадзор не поделили контроль за качеством услуг связи

Желание оценивать качество услуг связи привело к противостоянию профильных ведомств. Свои проекты в этой сфере продвигают Роскомнадзор, Минсвязи и Россвязь (в лице ЦНИИС). Причем два последних ведомства выступают за краудсорсинговую модель, позволяющую абонентам самим измерять качество услуг.

Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) подготовила по заказу Минкомсвязи проект Концепции управления качеством услуг связи. Документ будет обсуждаться с операторами с целью его дальнейшего утверждения, сообщили CNews в министерстве.

Об основных принципах концепции CNews рассказал один из ее разработчиков, руководитель нормативно-правовой группы Ассоциации региональных сотовых операторов Василий Левчик.

«Мы предлагаем отказаться от установления обязательных нормативов в области качества связи, так как вполне достаточно измерять показатели работы различных операторов и делать их публичными, - говорит Левчик. - Таким образом, абонент сам будет решать, чьими услугами ему пользоваться исходя из устраивающего его соотношения цена/качество, а операторам будет весьма неудобно находиться в числе отстающих».

Сбором сведений о качестве работы операторов, согласно концепции, смогут заняться все желающие структуры, при условии соответствия их работы единой методике.

Структуры, занимающиеся исследованиями качества связи связи, могут иметь различные пути для монетизации своей работы. В частности, SpeedTest размещает рекламу на своем веб-сайте, а также продает данные различным операторам, например, МТС.

«Проверки - вещь дорогостоящая, и в ближайшее «неспокойные» с точки зрения макроэкономической ситуации годы бремя их проведения не стоит накладывать на госбюджет или операторов связи, - объясняет Левчик. - Предпочтительной в течение нескольких следующих лет является краудсорсинговая модель, когда абоненты с помощью специальных приложений сами будут измерять качество оказываемых услуг».

Русский Speedtest

АДЭ выполняла работы в рамках контракта с Минкомсвязи, заключенного по результатам проведенного в декабре 2014 г. конкурса. Всего на тендер было подано шесть заявок, но конкурсная комиссия допустила до процедуры рассмотрения только две из них: от АДЭ и от Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС, подчиняется Федеральному агентству связи - Россвязи). Победителем конкурсного отбора стала АДЭ, согласившаяся выполнить требуемые работы за 4,4 млн руб.

ЦНИИС был готов выполнить работы за 4,8 млн руб. Между тем, у института уже есть наработки в области измерения качества связи: год назад ЦНИИС представил проект веб-портала - Центр контроля качества ИКТ-услуг. В основе данного центра лежит как раз краудсорсинговая модель: абоненты сами выставляют оценки услугам сотовой и фиксированной связи, а также госуслугам в электронном виде, на основе чего формируются соответствующие рейтинги.

Кроме того, ЦНИИС разработал мобильное и веб-приложение InTest - аналог известного приложения SpeedTest, измерения которого должны были бы стать юридически значимыми. Текущий статус работ по данному проекту в ЦНИИС не комментируют. В Минкомсвязи отметили, что не давали ЦНИИС поручений заниматься созданием такого рода центра.

Государственный надзор за качеством связи

Между тем, разработкой аналогичной концепции уже несколько лет занимается и Роскомнадзор. Надзорная служба хотела ввести специальные нормативы в области качества связи и вписать их в лицензионные условия. Перспектива появления новых полномочий у Роскомнадзора вызвали опасения операторов связи.

Глава Минкомсвяи Николай Никифоров также высказался за то, что контроль качества связи должен быть основан на рыночных принципах и минимальном государственном вмешательстве.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Прошлым летом правительственная комиссия по связи, рассматривая данный вопрос, поручила Роскомнадзору провести мониторинг качества связи, а также совместными усилия Минкомсвязи, надзорной службы и операторов разработать методику оценки качества связи. Данный документ был утвержден Никифоровым в конце прошлого года.

Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский признает, что при разработке документа ведомство согласилось пойти навстречу операторам и пока отказаться от обязательных нормативов, указывая их лишь в качестве ориентировочных значений. В Роскомнадзоре не против и краудсорсинговой модели, но предлагают операторам не спешить с ее введением, а разработать собственные варианты технических требований к абонентскому программному обеспечению.

«Отдельные операторы возражают, что такой абонентский инструмент уже существует, приводя в пример приложение SpeedTest, но у нас есть сомнения в объективности этого инструмента, - добавляет Ампелонский. – Дело в том, что приложение предоставляет операторам услугу, в рамках реализации которой они могут скачать тестовый файл на собственный сервер. Таким образом, тестовый сигнал оказывается замкнутым в сети самого оператора, и нет возможности оценить загруженность международных магистральных каналов, а это важно при доступе к таким популярным зарубежным ресурсам, как YouTube».

Спорное исследование

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Недавно Роскомнадзор силами курируемых им радиочастотных центров измерил качество работы трех основных сотовых операторов в семи крупнейших городах, включая Москву и Санкт-Петербург. Ведомство намерено делать такие измерения регулярно и публиковать их на создающемся в настоящее время веб-портале Качествосвязи.рф.

При проведении измерений использовалась методика и другие утвержденные документы Минкомсвязи, а также регламенты Международного союза электросвязи. А вот в работе АДЭ по разработке проекта Концепции качества услуг связи Роскомнадзор участия не принимает.

В свою очередь, в Минкомсвязи настаивают на необходимости принятия Концепции. «Методика представляет из себя набор условий, алгоритмов и технических требований и предназначена для утверждения детального порядка действий организации при проведения оценки качества услуг связи, - пояснили в пресс-службе министерства разницу между двумя документами. - Концепция же является верхнеуровневым отраслевым документом, который определяет дорожную карту развития, принципы и правила взаимоотношения всех участников отрасли в процессе управления качеством услуг связи».

Настороженно отнеслись в Минкомсвязи и к проведенному Роскомнадзором тестированию. «Есть много других факторов, влияющих на объективность измерений, - говорят в пресс-службе Минкомсвязи. - В частности, если о говорить о передаче данных, то сложно судить о ценности замера с помощью измерений при помощи drive-тестов. Этот сервис больше потребляется внутри помещений, нежели на улицах городов».

Если собрать мнения, которыми с CNews неофициально поделились источники на рынке и в органах власти, то получается следующая картина. Интерес Россвязи в лице ЦНИИ к теме качества заключается в том, чтобы получить финансирование на проект собственного центра контроля качества. Роскомнадзор хотел бы получить дополнительные полномочия и следить не только за соблюдением операторами лицензионных условий и правил использования радиочастот, но и за выполнение операторами нормативов в области качества связи. Если же проверки станут регулярными, то логично ожидать, что они потребуют дополнительного финансирования (правда, в самом Роскомнадзоре такую версию опровергают, утверждая, что для проведения проверок достаточно средств радиочастотных центров).

Перспектива проверок качества работы со стороны Роскомнадзора не радует операторов связи. Точно также Минкомсвязи не нравится усиление позиций Роскомнадзора (между двумя ведомствами периодически возникают противоречия). В этой связи концепция нужна Минкомсвязи, чтобы взять процесс под свой контроль и «размыть» роль Роскомандзора в области контроля качества.

Игорь Королев