Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура Мобильная связь

В деле о краже трафика «Билайна» появился след спецслужб

Стали известны подробности уголовного дела о хищении доходов от трафика армянской «дочки» «Вымпелкома». По версии обвинения, схему организовал бывший глава службы безопасности «Вымпелкома» по странам СНГ Александр Зубов. Обвиняемые возражают, что запросы о создании «серых» каналов приходили в компанию со стороны армянских спецслужб.

В Армении начался судебный процесс над бывшим руководителем службы безопасности «Арментела» (торговая марка Beeline, принадлежит российскому «Вымпелкому») Ашотом Погосяном. Его обвиняют в организации совместно с другими экс-руководителями «Арментела» преступной группы, занимавшейся хищением доходов оператора от международного трафика.

Ранее в рамках расследования этого дела в розыск был объявлен экс-гендиректор «Арментела» Игорь Климко (сейчас он находится на территории России), а бывший технический директор «Арментела» Владимир Сачков был задержан в Белоруссии и экстрадирован в Армению. Климко и Сачков являются гражданами России. Погосян также на суде назвал себя российским гражданином (ранее он служил в погранвойсках ФСБ в Армении).

В ходе судебного процесса Ашот Погосян признал свою вину и попросил о рассмотрении его дела в особом порядке. Но из-за возражений прокурора суд в этом отказал. Ссылаясь на материалы, оглашенные в суде, армянские издания Iragir.am и hayastannews.com опубликовали версию обвинению и подробности признательных показаний Погосяна.

Преступные схемы осенью 2009 г. якобы организовал тогдашний начальник службы безопасности «Вымпелкома» по странам СНГ Александр Зубов. По словам Погосяна, во время его командировки в Москву Зубов, под угрозой уволнения, склонил тогдашнего шефа безопасности «Арментела» к участию в данной схеме.

Идея состояла в том, чтобы присвоить доходы от входящего международного трафика, поступающего на сеть «Арментела». Для обработки «украденных» звонков использовалась инфраструктура «Арментела», однако они не отмечались в билинговой системе компании. В результате платежи за приземления трафика, которые должны были поступать от зарубежных операторов на счет«Арментела», оседали на счетах офшорных компаний, связанных с организаторами преступной группы.

Согласно версии обвинения, роли между участниками преступной группы распределялись следующим образом. Зубов отвечал за взаимодействие с международными операторам. Сачков и Климко должны были организовать в «Арментеле» работу «серых» каналов и внести соответствующие корректировки в базу данных оператора.

За функционирование «серого» узла «Арментела» отвечал еще один фигурант расследования - гражданин Киргизии Алексей Писарев. Наконец, Погосян должен был выделить специальное помещение для работы данного узла, не пускать в него посторонних, обеспечить доступ туда Писарева и склонять сотрудников «Арментела», знавших о данных нарушениях, к неразглашению соответствующей информации.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Интересно, что внутри компании фигуранты расследования объясняли необходимость создания «серых» каналов запросами со стороны Службы национальной безопасности Армении (СНБ). Нарушения же были выявлены проверкой, проведенной самим «Вымпелкомом» в конце 2013 г. Причем, выключив «серые» каналы на время проверки, по ее окончанию обвиняемые вновь их включили. Но затем, поняв, что их обнаружили, стали заметать следы и уничтожать сопутствующую информацию.

Фигурантам уголовного дела предъявлены обвинения по статьям о незаконном предпринимательстве, причинении ущерба должностными лицами, незаконном изменении компьютерной информации и компьютерном саботаже. По версии обвинения, деятельность преступной группы принесла ущерб «Арментелу» в размере 1,745 млрд драмов ($3,64 млн по текущему курсу) и еще 855 млн драмов ($1,78 млн) - государству в виде недоплаченных налогов.

Сачков и Климко свою вину отрицают. «Я действительно подписывал служебные записки от Погосяна о создании каналов в интересах СНБ, - заявил CNews Игорь Климко. - При этом ни я, ни Владимир Сачков, как граждани России, не имели доступа к содержанию соответствующих писем от СНБ. Письма хранились в сейфе у Погосяна и у меня не было оснований ему не доверять».

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Климко указывает, что борьбой с незаконным трафиком в «Арментеле» занималось сразу несколько отделов: служба безопасности, отдел по борьбе с мошенничеством, служба финансивого контроля. В случае серьезных нарушений они не могли бы остаться незамеченными, но никто из этих отделов не представлял руководству «Арментела» информацию о махинациях в области передачи трафика. Адвокат Сачкова Армен Багдасарян также утверждает, что его подзащитный считает сумму инкриминируемого обвиняемым ущерба завышенной на 70-80%.

Вице-президент группы Vimpelcom (объединяет «Вымпелком» и «Арментел») по странам СНГ Андрей Патока ограничился комментарием, что «Арментел» работает в рамках законодательства Армении, а при появлении подозрений в нарушении законов компания обратилась в правоохранительные органы. С Зубовым связаться не удалось: в «Вымпелкоме» он более не работает.

Игорь Королев