Разделы

Бизнес Кадры

«Золотой парашют» экс-президента «Ростелекома» признан незаконным

Верховный суд признал незаконным выплату экс-президенту «Ростелекома» Александру Провоторову «золотого парашюта» в размере i200 млн. Впрочем, сам Провоторов уже вернул данные средства.

Экономическая коллегия Верховного суда отменила решение Арбитражного суда Северо-Западного округа и признала незаконной осуществленную в 2013 г. «Ростелекомом» выплату «золотого парашюта» эск-президенту компании Александру Провоторову. Об этом сообщает агентство «Прайм».

Напомним, Провоторов возглавил «Ростелеком» в 2010 г. Двумя годами позже, незадолго до смены руководства Минкомсвязи условия трудового соглашения с ним изменились: контракт был продлен до лета 2015 г., размер зарплаты повысился с i950 тыс. в месяц до i3,1 млн в месяц. Помимо зарплаты, президент «Ростелекома» получил право на 50-процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну, а также на получение квартальной премии в размере 40% от зарплаты за соответствующий период и годовой премии в размере 80% от зарплаты.

В случае досрочного расторжения договора Провоторов должен был получить компенсацию в виде всех выплат, которые он бы получал, оставаясь работать в своей должности до окончания срока действия контракта (а не за три месяца, как было в первоначальной версии договора).

Весной 2013 г., утверждая отставку Провоторова, совет директоров «Ростелекома» постановил выплатить ему i233 млн, из которых i200,8 млн. были компенсацией за досрочный уход («золотым парашютом»), остальное — квартальной и годовой премией.

Миноритарный акционер «Ростелекома» Олег Ашурков обратился с иском в Арбитражный суд Санкт-Петербурга с требованием признать данное решение совета директоров «Ростелекома» незаконным, позднее к нему присоединились другой миноритарий и бывший топ-менеджер холдинга «Связьинвест» (в него ранее входил «Ростелеком») Виктор Савченко, а также Росимущество.

Истцы утверждали, что вопрос о выплате компенсации Провоторову не входил в компетенцию совета директоров «Ростелекома», кроме того, он не был включен и в повестку его заседания, из-за чего Росимущество не успело подготовить директиву представителям государства для голосования в совете. Истцы также указывали, что, принимая решения о расчете объема компенсации Провоторову, ему был начислен максимальный размер квартальных и годовых премий за два года, следующих после его отставки.

Станислав Дарчинов, НКК: Мы имеем все необходимые ресурсы для реализации сложных комплексных проектов
Бизнес

Суд первой инстанции осенью 2013 г. удовлетворил иск, признав незаконной перечисление Провоторову i200,8 млн. Суд установил, что выплата премии является прерогативой, а не обязанностью акционерного общества. При этом нельзя было заранее спрогнозировать, смог бы Провоторов рассчитывать на получение премии в таком размере или нет, а выплата столь значительной компенсации «противоречит критерию разумности и принципу добросовестности». Апелляционная инстанция поддержала данный довод, однако «Ростелеком» подал кассационную жалобу.

В октябре прошлого года Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил решения судов нижестоящих инстанций. Суд установил, что трудовой договор не нарушал действовавшее на тот момент законодательство (ограничения на размер «золотых парашют» для топ-менеджеров госкорпораций появились лишь после истории с Провоторовым), а сама идея досрочной компенсации состоит в том, чтобы максимально компенсировать увольняемому работнику последствия увольнений. Не согласилась кассационная инстанция и с тем, что выплата столь значительной компенсации Провоторову нанесла убытки «Ростелекому» и повлияла на размер выплачиваемых компанией дивидендов.

Теперь Верховный суд отменил данное решение и оставил в силе вердикты первых двух инстанций. Впрочем, еще в конце прошлого года Александр Провторов принял решение добровольно вернуть данный «парашют». В «Ростелекоме» и Tele2 сообщили CNews, что деньги уже возвращены.

Виктор Савченко удовлетворен решением Верховного суда. По его мнению, Провоторов принял решение о добровольном возврате «золотого парашюта», так как понял, что данный спор вредит его имиджу.

Игорь Королев