Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

«Яндекс» отправился в решительный бой с поисковым бизнесом

Новый поисковый алгоритм «Яндекса» будет понижать в поисковой выдаче сайты, прибегающие к закупке внешних ссылок.

«Яндекс» объявил о начале решающей схватки с бизнесом поисковых оптимизаторов. Согласно сообщению, сделанному руководителем отдела веб-поиска Александром Садовским, поисковик будет искусственно ухудшать в поисковой выдаче позиции сайтов, которые пытаются продвигаться за счет покупки ссылок.

Запуск нового поискового алгоритма «Минусинск», который будет пессимизировать позицию в выдаче для искусственно продвигаемых сайтов, состоится 15 мая 2015 г.

Эксперименты «Яндекса» по борьбе со ссылочной оптимизацией длятся полтора года, начиная с заявления, сделанного Александром Садовским в конце 2013 г.

Тогда большинство поисковых машин, включая Google и «Яндекс», при назначении сайтам позиции в своей поисковой выдаче (ранжировании) принимало во внимание имеющиеся в Сети внешние ссылки на эти сайты.

Сравнительно недорогая технология искусственной простановки внешних ссылок на заинтересованные в продвижении ресурсы стала одним из важнейших и популярнейших инструментов поисковой оптимизации (SEO, Search Engine Optimization).

Практический отказ от учета внешних ссылок при ранжировании «Яндекс» совершил год назад, в марте 2014 г. Садовский тогда говорил CNews, что «ссылочная реформа» началась, когда коммерческие ссылки утратили свое значение «как сигнал для определения релевантности».

Первоначально изменения в ранжировании коснулись запросов в Московском регионе по ряду конкретных коммерческих тематик: электроника и бытовая техника, одежда и аксессуары, недвижимость, красота и здоровье, туризм и отдых, юридические услуги, разработка сайтов и продвижение.


Руководитель отдела веб-поиска «Яндекса» Александр Садовский

Судя по нынешним комментариям Садовского, он не слишком удовлетворен годом борьбы со ссылочным ранжированием.

«В тот момент, когда мы объявили об отмене учета в ранжировании ссылок по коммерческим запросам на платные ссылки приходилось более 70% всей ссылочной массы. В результате отмены ссылок эта доля начала снижаться (на 14% в тематиках, где они были отключены), но не так быстро, как нам хотелось»,- говорит он. Кроме того, поисковик убедился, «что данное явление (покупка ссылок - прим. CNews) во многом социальное, люди готовы продолжать платить за то, от чего нет никакого эффекта».

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Поскольку эффект от отказа ссылочного ранжирования оказался меньшим, чем ожидали в «Яндексе», было принято решение пессимизировать сайты, которые покупают ссылки.

В отличие от нынешней практики, когда ограничения «Яндекса» распространяются только на Москву и касаются лишь сайтов, работающих в коммерческой тематике, с мая 2015 г. пессимизация затронет почти всю географию работы поисковика: Россию, Белоруссию, Казахстан и Украину (но не Турцию) и сайты всех тематик. Однако первоначально работа пессимизирующего алгоритма коснется сайтов, закупающих ссылки в большом объеме в течение длительного срока.

Как говорит Садовский, со вводом нового алгоритма недобросовестным игрокам не удастся опустить сайт конкурента в поисковой выдаче, закупив для него много внешних ссылок: разработчики предусмотрели механизм защиты от таких действий, о котором обещают рассказать позже.

Эксперт и консультант на SEO-рынке Сергей Людкевич, присутствовавший при последнем заявлении Садовского, полагает, что «Яндекс» своей новой инициативой нанес удар по индустрии ссылкоторговли: «Сейчас многие будут пытаться обойтись малой кровью, не снмать платные ссылки в надежде, что пронесет и не зацепит. Показательным будет обещанное введение алгоритма в серелине мая. Если Яндекс действительно проявит решимость, то многие могут на полгода выпасть из видимой части поисковой выдачи, а, судя по всему, Яндекс настроен решительно».

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Google, подобно «Яндексу» уже несколько лет готовится отказаться от учета ссылок на сайт в назначении ему места в поисковой выдаче. В марте 2015 г. был опубликован документ, описывающий новый принцип ранжирования страниц Knowledge-Based Trust. Он основан на релевантности содержимого страницы с поисковым запросом, а не на анализе ссылочной массы.

Каким образом отказ «Яндекса» от ссылочного ранжирования сказался на индустрии поискового продвижения (SEO), пока достоверных данных нет. Сам поисковик отказался оценить объем и динамику рынка SEO, «поскольку на нем не работает».

РАЭК пока не публиковал данных о рынках Рунета в 2014 г. В 2013 г. объем рынка SEO в Рунете оценивался в 12 млрд руб., что на 17% больше, чем в 2012 г. Прогноз роста этого сегмента рынка на 2014 г. составлял 13%.

Владислав Мещеряков