Разделы

Телеком Инфраструктура Мобильная связь Интернет Веб-сервисы ИТ в госсекторе

Столичный ИТ-департамент сравнил уровень развития электронных сервисов в Москве и Нью-Йорке

Аналитическое подразделение столичного Департамента информационных технологий представило сравнительное исследование электронных сервисов и официальных порталов Москвы и Нью-Йорка. Российская столица опережает крупнейший город США по проникновению персональных компьютеров, широкополосного доступа в интернет, покрытию метро сетями Wi-Fi и посещаемости городских сайтов, но отстает по числу наборов открытых данных, количеству жалоб в электронном виде и парков с бесплатным беспроводным интернетом, выяснили эксперты.

Уровень технологической зрелости Москвы сопоставим с Нью-Йорком, а по некоторым характеристикам показатели российской столицы приближаются к ведущим азиатским городам. Так, доля московских домохозяйств, имеющих персональные компьютеры, на 2% выше, чем в Нью-Йорке и составляет 84,7%, а уровень проникновения широкополосного интернета больше на 7,5% - 80,4% против 72,9% в американском мегаполисе. При этом связь в Москве гораздо доступнее – средняя стоимость 3 ГБ трафика в Нью-Йорке составляет примерно i2000 против i350 в российской столице.

Москва также лидирует по покрытию метро беспроводным интернетом - бесплатный Wi-Fi есть на всех линиях столичной подземки, в Нью-Йорке эта услуга предоставляется на 100 из 468 станций, а сам проект стартовал несколько позже. В нью-йоркских же парках беспроводной интернет встречается почти вдвое чаще, чем в Москве – им оборудованы 23 парковые территории, тогда как в Москве – 13.

В Нью-Йорке функционирует одна из крупнейших в мире централизованных систем приема жалоб – это колл-центр, сайт и мобильное приложение 311. В 2014 г. эта служба приняла 21,3 млн звонков и электронных обращений. Аналогичная система в Москве – портал «Наш город» - гораздо моложе американской, она существует с 2011 г., и в 2014 г. обработала 404 тыс. обращений. Единого колл-центра с функциями 311 в Москве нет, в целом «горячие линии» и справочные службы города приняли за тот же период 10,3 млн звонков.

Московский портал госуслуг несколько опережает по посещаемости портал nyc.gov – в среднем в месяц туда заходят 11,2 млн пользователей против 8,2 млн на nyc.gov. А среднемесячная посещаемость сайта штата Нью-Йорк все еще выше – она составляет 15,1 млн пользователей.

Авторы исследования отмечают существенное различие в подходах двух городов к оказанию услуг. Если Москва идет по пути централизации сервисов – большинство из них можно получить либо в одном из 110 многофункциональных центрах обслуживания, либо на московском портале госуслуг, то нью-йоркский nyc.gov предоставляет только описание услуги, а для ее получения необходимо перейти на сайт ведомства, которое ее оказывает, или обратиться в его офис, предварительно забронировав время визита. При этом в том, что не касается госуслуг – официальные новости, презентации городских инициатив, график мероприятий, список аккаунтов в социальных сетях и т.д. - уровень централизации в Нью-Йорке оказался выше. Большинство москвичей, в отличие от жителей Большого яблока, попадают на сайты ведомств в обход единого портала правительства города mos.ru. А сам этот портал существенно не обновлялся с момента своего появления в 2011 г. и выполняет преимущественно функцию официальной площадки для публикации городских нормативных документов.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

По-разному два города видят и судьбу таксофонов – в Нью-Йорке они по-прежнему широко используются, и новый проект - LinkNYC - призван сделать их более современными – будки нового образца будут раздавать WiFi в радиусе 45 м и предоставлять информацию о городских сервисах на интерактивных панелях. Тогда как в Москве высокий уровень проникновения мобильной связи сделал таксофоны анахронизмом – количество звонков с их использованием ежегодно снижается, и власти приняли решение существенно сократить их число и перенести таксофоны в места, откуда поступает большая часть экстренных вызовов – вокзалы, транспортно-пересадочные узлы и спальные районы.

Особенности нью-йоркского законодательства, позволяющие местным властям публиковать не только городские, но и федеральные и даже коммерческие датасеты, укрепили позиции американского города в области открытых данных. Несмотря на то, что порталы открытых данных появились в обоих городах практически одновременно, американский мегаполис открыл для жителей и разработчиков уже 1368 наборов данных против 312 датасетов на data.mos.ru, где публикуются только данные городских ведомств. При этом среднее число обращений к наборам данных и посещаемость самого портала в Москве выше, и российская столица, в отличие от Нью-Йорка, гарантирует юридическую значимость и точность опубликованных датасетов.

Оба мегаполиса развивают карты горожанина, дающие доступ к льготам и городским сервисам. В Нью-Йорке IDNYC выдается с января 2015 г., за это время эмитировано 400 тыс. карт. В свою очередь, столичные власти в конце прошлого года разрешили получать социальную карту москвича, которую с 2002 г. выдавали только льготным категориям граждан, всем желающим. Сейчас на руках у горожан находится почти 5,5 млн соцкарт.

«Многие международные рейтинги развития городов в сфере ИКТ, которые ставят Москву на невысокие позиции, основаны на оценках экспертов, которые плохо знакомы с реальной ситуацией, или устаревших данных. Нередко на Москву экстраполируются показатели в целом по России. Сравнение же фактов показывает, что российская столица уже сейчас по развитию своих электронных сервисов и уровню их использования горожанами близка к ведущим мировым мегаполисам», - комментирует результаты исследования руководитель аналитического подразделения Департамента информационных технологий города Москвы Алексей Чукарин.

Михаил Иванов