Разделы

Бизнес Законодательство Телеком

У совладельца «Мегафона» найдены сомнительные сделки на $500 млн в России и СНГ

Компания TeliaSonera совершила на территории Казахастана и Непала непрозрачных сделок на общую сумму $500 млн, подсчитали аналитики американской Muddy Waters. Партнерами в этих сомнительных сделках были казахстанская группа Visor Capital и предприниматели, владевшие ранее рынком «Горбушкин Двор».

В Непал через Казахстан

Американская исследовательская компания Muddy Watres насчитала у шведско-финской TeliaSonera сомнительных сделок на постсоветском пространстве на общую сумму $3 млрд. Информация о сомнительных сделках изложена в открытом письме, направленном Muddy Waters совету директоров TeliaSonera.

Скандинавский телеком-инвестор TeliaSonera является вторым по величине владельцем российского оператора «Мегафон» - обладателем пакета 25,2%.

Отдельная глава в открытом письме посвящена сделкам в Юго-Востоной Азии. В 2008 г TeliaSonera приобрела у казахстанской группы Visor Capital 51% акций промужеточной компании TeliaSonera Asia за $484 млн, которая владела 80% акций сотового оператора Spice Nepal из Непала (сейчас называется Ncell) и 100% акций камбоджийского Applifone. Впоследствии TeliaSonera продала 24,5% акций этой промежуточной структуры за $160 млн.

Партнерство с владельцем «Горбушкиного двора»

Владельцем миноритарной доли в Ncell - 20% акций - была компания Timeturns, принадлежащая проживающему в России непальскому бизнесмену Упендра Махато (Upendra Mahato). Махато имеет обширные бизнес-интересы в России и Белоруссии.

В частности, в 1990-х годах вместе с нынешним депутатом Мосгордумы Александром Милявским они приватизировали телевизонный завод «Рубин», в здание которого в начале 2000-х годов переехал легендарный радиорынок «Горубшка».

Рынок получил название «Горбушкин двор». Своей долей в «Рубине» Махато владел через жену Самату Прасад. Активы «Рубина» была проданы в 2011 г. У Махато также есть девелоперские проекты в Белоруссии, кроме того, до 2012 г. предприниматель контролировал белорусское машиностроительное предприятие «Амкодор».


Из сомнительных сделок TeliaSonera на общую сумму $3 млрд, $500 приходится на страны СНГ

В 2010 г. TeliaSonera договорились с Timeturs о слиянии их камбоджийских активов - Aplifone и Latels Co. TeliaSonera получила 25% акций в объединенном сотовом операторе, в 2012 г. скандинавы продали эту долю. Со своей стороны, Timeturns передал принадлежащую ему долю в Ncell партнеру Упендра Махато - проживающему в Белоруссии непальскому бизнесмену Нирай Говинда Шресфа (Niraj Govinda Shrestha, является членом совета директоров «Амкодора»).

Странные кредиты на $230 млн

По мнению аналитиков Muddy Waters, у TeliaSonera в Непале был осуществлен ряд сомнительных сделок. Так, в 2011 г. скандинавская компания предоставила заем на сумму $50 млн сейшельскому офшору Allstar Holding с неизвестными владельцами. Заем был выплачен в 2012 г после того, как TeliaSonera договорилась с Шресфа о выкупе его доли в Ncell.

С целью увеличения доли в непальском операторе TeliaSonera предоставила Шресфа заем на сумму $230 млн под залог принадлежащих ему 20% акций Ncell. Правда, владельцем этого пакета скандинавы так и не смогли стать, поскольку это бы противоречило непальскому законодательству.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Покупка ненужного актива

На этом странные истории на закончились. Имея контроль над лидером сотового рынка Непала - Ncell, TeliaSonera приобрела еще и небольшого оператора Nepal Satellite, работающего на удаленных территориях. В ходя ряда сделок в 2011-2013 г.г. TeliaSonera установила контроль над этим активом за общую сумму $155 млн.

Однако в 2013 г. новый президент TeliaSonera Йохан Деннелинд (Johan Dennelind) распорядился продать Nepal Satellite. Основанием для этого стал отчет для внутреннего пользования, который для TeliaSonera провела аналитическая компания Norton Rose Fulbright. Nepal Satellite был продан неизвестному офшору Zhodar Investments, причем потери скандинавов от вхождения в данный актив составили $48 млн.

Нерыночные сделки в Казахстане

Были у TeliaSonera сомнительные сделки и в Казахстане, где скандинавы контролируют сотового оператора Kcell, причем во многом с участием вышеупомянутой Visor Capital. Так, в 2007-2008 г.г. TeliaSonera приобрела за общую сумму $27,5 млн две казахстанские компании - «Ар-Телеком» и «КТ-Телеком», которые владели частотами для стандарта WiMAX, но не вели операционной деятельности.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

В 2008 г. TeliaSonera осуществила заем на сумму $26,5 млн с целью получения частот. Muddy Watres установила, что заем был выдан структурам Visor Capital. Далее, в 2012 г., TeliaSonera приобрела за $20 млн миноритарную долю в магистральном оператора «Казтранском». Одновременно с этим TeliaSonera предоставила Visor Capital заем на те же $20 млн для покупки аналогичной доли в «Казтранскоме». Подобные сделки в Muddy Waters считают подозрительными и не имеющими рыночного обоснования. Всего общая сумма сомнительных сделок, совершенных TeliaSonera в Казахстане и Непале, составила $500 млн.

В TeliaSonera в ответ на обвинения Muddy Waters напоминают, что компания активно сотрудничает с правоохранительными органами различных стран, расследующие возможные злоупотребления при работе компании в Узбекистане (TeliaSonera подозревают в подкупе дочери президента республики Гульнары Каримовой). Публиковать же результаты проверки Norton Rose Fulbright, о чем просят в Muddy Waters, в TeliaSonera считают неэтичным по отношению к своим партнерам. Кроме того, недавно TeliaSonera приняла решение продать все свои активы на постсоветском пространстве и в Непале.

Игорь Королев