В России будет создан виртуальный полигон для тестирования беспилотников при поддержке Минобрнауки России
На базе Центра робототехники МИСиС в рамках научно технологической инициативы инициирован международный проект по созданию виртуальных средств моделирования сценариев поведения и тестирования беспилотной техники - «виртуальный полигон». Экспертами проекта выступят Гарри Бхадешиа (профессор университета Кембриджа) и Эдвард Кроули (профессор Массачусетского Технологического Института). Консорциум разработчиков в проекте возглавляет Cognitive Technologies. В него входят НИТУ МИСиС, МФТИ, высокотехнологичный кластер - «ОЭЗ «Иннополис» и др.
Презентация проекта состоится на специальном совещании в НИТУ МИСиС 13 апреля 2016 г. с участием руководства Минобрнауки России, руководства НТИ, ведущих мировых экспертов, руководства АСИ, AutoNet НТИ, АНО «РВК», высокотехнологичных кластеров «Сколково» и «Иннополис», компаний – разработчиков технологий для беспилотных транспортных средств, крупных транспортных предприятий, ректоров ведущих российских вузов и др.
«Виртуальный полигон» – это набор программных средств, позволяющих разработчикам моделировать сложные, в том числе и критические дорожные ситуации, начиная от движения в плохих погодных условиях и заканчивая ДТП. А также сценарии поведения беспилотников. Значение такого ресурса для отрасли беспилотных автомобилей сложно переоценить. Одной из ключевых проблем современного развития отрасли беспилотных транспортных средств является отсутствие достаточных возможностей для проведения тестирований и отладки наработанного математического аппарата. «Виртуальный полигон» предоставит участникам отрасли уникальную возможность по решению этой проблемы.
По словам председателя координационного совета Международного центра робототехники, президента группы компаний Cognitive Technologies Ольги Усковой: «Представляемый сегодня проект по своей сложности сравним с разработкой операционной системы. Он является одним из крупнейших такого класса в мире, как по объему решаемых задач, так по составу участников и по объемам финансирования. Ожидается, что общая сумма вложений в проект составит порядка p150 млн на ближайшие два года. В нее войдут, как бюджетные средства, так и инвестиции коммерческих компаний. На сегодняшний день в создание виртуального полигона уже вложено порядка p30 млн. Использование виртуальных полигонов позволит в рамках НТИ сэкономить до p1,5 - 2 млрд, которые пришлось бы потратить на проведение испытаний и моделирование различных дорожных ситуаций в естественных условиях».
По словам ректора НИТУ МИСиС Алевтины Черниковой: «Консолидация на площадке центра робототехники МИСиС усилий государства, ведущих мировых экспертов, компаний разработчиков беспилотных транспортных средств, высокотехнологических кластеров, позволит своевременно создать конкурентоспособные решения, эффективно содействующие разработкам и продвижению отечественных технологий на глобальные рынки».
По словам профессора Кембриджского университета Гарри Бхадешиа (Великобритания): «Цели данного проекта являются одними из наиболее амбициозными среди международных аналогичных проектов, направленных на создание, управление и интеграцию беспилотных транспортных средств в процесс наземных перевозок. Подход российских коллег является интересным, в частности, в том, что декларирует отказ от избыточных технологий, в то же время, соблюдая требования безопасности в значительном количестве непредсказуемых дорожных ситуаций».
Профессор Массачусетского технологического института Эдвард Кроули высоко оценил международные перспективы проекта «Виртуальный полигон»: «направление «робототехника» создаёт колоссальные возможности для прогресса человечества в XXI веке, и мы должны фундаментально пересмотреть как исследования в этой области, так и процесс обучения студентов. Проект «Виртуальный полигон» на базе НИТУ «МИСиС» и развитие «нового технического принципа» в рамках инженерного образования в Массачусетском технологическом институте вносят огромный вклад в развитие данной области».
Виртуальные средства разработок беспилотной техники «виртуальные полигоны» - являются одним из новых трендов в мире. На сегодня известны проекты университета Карслруэ (Германия), университета Сан-Диего (США) и др. В их основе лежат программные средства, позволяющие на обширном, отснятом видеоматериале, полученном с видеокамер, установленных на автомобилях прошедших сотни километров по различным дорогам, проводить тестирование и отладку алгоритмов управления беспилотными автомобилями.
В отличие от этих разработок, представляемый проект позволит моделировать не только стандартные условия дорожного движения, но и наиболее сложные: движение по неровной дороге (выбоины, ухабы, снежные заносы и т.п.), движение в условиях недостаточной видимости (снег, грязь, темнота и т.п.), что чрезвычайно важно для отработки алгоритмов в так называемых российских условиях. А также экстренные ситуации, неизбежно возникающие на дороге: ДТП, аварии с участием человека и т.д. Более того, «виртуальный полигон» позволит также отработать сценарии поведения беспилотного автомобиля в критических ситуациях, в том числе и когда избежать жертв невозможно и когда искусственный интеллект беспилотника должен принять решение кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать.
Для этих целей в «Иннополисе» компанией Cognitive Technologies будет создана специальная лаборатория для моделирования и анализа ДТП, как с использованием реального видео, так и смоделированного. По словам руководителя департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрия Минкина: «Эта работа со стороны в чем-то может напоминать съемку фильма, когда с использованием муляжей, а также иных «киношных» средств, будет проводиться видеосъемка для создания виртуальных аварий и иных критических ситуаций».