Разделы

Бизнес Интернет E-commerce Веб-сервисы

«Яндекс.Маркет» вынуждает интернет-магазины делиться доходами

«Яндекс.Маркет» приступил к принудительному переводу интернет-магазинов на модель с разделением доходов от покупки. С завтрашнего дня при выдаче товаров по 200 категориям приоритет будет отдаваться магазинам, подключившимся по данной модели.

«Яндекс.Маркет» меняет принцип ранжирования товаров

Агрегатор товаров из интернет-магазинов «Яндекс.Маркет» меняет принцип поисковой выдачи. С завтрашнего дня, 27 сентября 2016 г., при выдаче товаров по 179 категориям приоритет будет отдаваться магазинам, подключившимся к «Яндекс.Маркету» по модели CPA (Cost Per Action).

Всего у «Яндекс.-Маркета» порядка 2 тыс. товарных категорий. Изменения коснутся наиболее популярных из них: бытовой и компьютерной техники, элекnроники, детских и автомобильных товаров. Пока такой принцип ранжирования будет применяться только в Москве, но вскоре распространится и на регионы.

Исторически «Яндекс.Маркет» в своей поисковой выдаче ранжировал товары, исходя из модели CPC (Cost Per Click). Интернет-магазины платили агрегатору за каждое посещение («клик»), который они получали с данной площадки. Чем больше магазин готов был заплатить за один «клик», тем выше ранжировался его товар.

Принудительное переключение на модель с разделением доходов

В 2013 г. «Яндекс.-Маркет» создал новую модель - CPA. Она подразумевает, что оформление заказа осуществляется прямо на сайте «Яндекс.Маркета», там же возможно сделать и предоплату товара. При этом магазин расплачивается с «Яндексом» за факт совершенной покупки.

Как говорит руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин, поначалу лишь несколько десятков интернет-магазинов перешли на новую модель.

«Яндекс.Маркет» приступил к принудительному переводу интернет-магазинов на модель оплаты CPA

В связи с этим в начале 2016 г. «Яндекс.Маркет» принял решение по примерно двадцати категориям показывать товары только от магазинов, подключившихся по CPA. Например, такой принцип применяется в категории «интеллектуальных браслетов».

Сейчас по модели CPA работает около 20% от 20 тыс. интернет-магазинов, подключенных к «Яндекс.Маркет». Алешин рассчитывает, что после описанного изменения поисковой выдачи по большинству товарных категорий на модель CPA перейдет порядка половины магазинов.

Почему магазинам выгодно делиться доходами с «Яндексом»

Модель CPA более честна для небольших интернет-магазинов, которые не могут позволить себе большую плату за клики, уверен Алешин. Базовая комиссия по CPA-модели, которую берет «Яндекс.Маркет», составляет 2%. Далее, если в одной товарной категории происходит конкуренция между магазинами, они могут выставлять большую комиссию.

Если пользователь при оформлении товара непосредственно на «Яндекс.Маркете» выберет предоплату, то комиссия с него будет списываться только в момент, когда товар будет передан в службу доставки. Соответственно, если до этого момент пользователь отменит заказ, то магазин ничего не потеряет.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Также при оплате заказа на «Яндекс.Маркете» агрегатор сам осуществляет эквайринг банковских карт и пока не берет с магазинов комиссию за это. Кроме того, при оплате на «Яндекс.Маркете» площадка сможет взять на себя все функции арбитража между пользователем и магазином.

Еще одно преимущество связано с тем, что не все интернет-магазины имеют оптимизированные версии для мобильных устройств. Заказ же через «Яндекс.Маркет» можно будет осуществлять в его мобильном приложении.

Преимущества для пользователей

В CPA-модели есть преимущества и для пользователей. Теперь при ранжировании поисковой выдачи товаров будут учитываться не только цена, но и другие параметры, например, возможность доставки товара на сегодняшний день. Кроме того, появится возможность выбора интернет-магазина с ближайшим до пользователя пунктом выдачи товара (геотаргетинг).

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Какие товары нельзя продать по новой модели

По некоторым категориям пока перевод на CPA-модель не возможен. Например, в категории одежды и обуви очень распространен частичный возврат товара: пользователь покупает, например, несколько разных пар обуви, а затем все не подошедшие пары возвращает.

Кроме того, CPA-модель не применима к покупке мебели по индивидуальным заказам. Соответственно, по таким категориям будет применяться прежний принцип ранжирования предложений.

Сейчас у интернет-магазинов средняя доля рекламных расходов, связанных с «Яндекс.Маркетом», составляет 5,83%. Например, в категории матрасов этот показатель составляет 19,7%, наручных часов - 11,5%, обогревателей - 8,5%, ванн - 8,8%. Соответственно, риск «Яндекс.Маркета» при переходе на новую модель связан с возможной потерей этих доходов, говорит Павел Алешин.

Игорь Королев