Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Из 44 Yahoo сделает 6

Когда-то компания Yahoo считалась одной из самых успешных в Сети: портал не только имел большую популярность, которую сохранил и по сей день, но и приносил прибыль. Однако, поскольку 90% дохода компании составляли поступления от рекламы, которые со спадом в хай-тек секторе резко упали, для Yahoo наступили сложные времена, и нынешний год стал для компании полностью убыточным. Для того, чтобы исправить положение, руководство Yahoo намерено провести серьезную реструктуризацию компании, в результате которой вместо существующих ныне 44 отделов останется только 6. Кроме того, Yahoo планирует провести сокращение штата - второе за всю 6-летнюю историю своего существования.
По расчетам руководства Yahoo, запланированная реструктуризация даст компании усовершенствованную структуру управления, избавит ее от существующей нынче сильной зависимости от ситуации на рынке интернет-рекламы и позволит зарабатывать на новых платных сервисах. По словам исполнительного директора и председателя совета директоров Yahoo Терри Семела (Terry Semel), в прошлом году на долю рекламы приходилось 90% дохода компании, к концу этого года компания намеревается снизить данный показатель до 76%, а к 2004-му году - до 50%. Впрочем, данные шаги г-н Семел объясняет вовсе не слабостью рекламного рынка. «С доходами от рекламы все в порядке. Мы по-прежнему верим в рекламу», - заявил он, пояснив при этом, что компании просто намерена «стать более диверсифицированной».

В рамках намеченной диверсификации бизнеса Yahoo намеревается расширить спектр услуг для частных лиц и компаний, в том числе, за счет своего поисковика. Компания надеется начать получать доход от поисковых сервисов, взимая с сайтов плату за «ключевые слова», вводимые пользователями интернета при поиске. Данная услуга интересна для владельцев сайтов, поскольку призвана увеличить трафик их ресурсов. Первый шаг в данном направлении уже сделан - Yahoo заключил соглашение с компанией Overture, в рамках которого в каталог портала будут добавлены оплаченные ссылки. Кроме того, Yahoo надеется заработать, введя специальные сборы на своих торговых площадках и аукционах. Также среди потенциально доходных статей - предоставление доступа в интернет. С этой целью Yahoo заключила сделку с провайдером высокоскоростного доступа в Сеть SBC Communications.

Перемены, запланированный руководством Yahoo, непосредственно затронут интересы 12% ее сотрудников. В рамках реорганизации компания намерена уволить 400 человек из ныне работающих 3256. Правда, при этом будут наняты 100 новых сотрудников, которые займут новые рабочие места, которые образуются в рамках проведения новой стратегии. Этот раунд увольнений, к слову, всего лишь второй за всю историю компании, позволит ей экономить $30-35 млн. в год. Данное решение объясняется тем, что текущий год стал для компании полностью убыточным. Рыночная капитализация компании, в прошлом году достигавшая $140 млрд., в настоящее время снизилась до $8,6 млрд.

Впрочем, руководство Yahoo не теряет оптимизма и верит в то, что запланированная диверсификация обернется прибылью. «Перед нами открываются фантастические возможности», - считает Терри Семел. - Мы планируем объявить о ряде сделок в области доступа в интернет… а также ждем доходов от поисковика». А вот мнения аналитиков, как водится, разошлись. Одни, как Сафа Рашчи (Safa Rashtchy) из U.S. Bancorp Piper Jaffray полагают, что инвесторам Yahoo не стоит особо рассчитывать на плоды от диверсификации, также как и на доходы от поисковика компании, поскольку неясно, что именно намеревается сделать Yahoo для того, чтобы привлечь деньги компаний, готовых рекламировать себя таким образом, и почему эти крупные рекламодатели не пришли в Yahoo раньше в этом году. Кроме того, пессимистично настроенные специалисты полагают, что прибыль от диверсификации, если она вообще будет, не сравнится с той, что Yahoo раньше приносила реклама. Другие же, напротив, солидарны с главой Yahoo и считают, что новая стратегия будет весьма успешной. К числу таких аналитиков относится известная Мэри Микер (Mary Meeker) из Morgan Stanley, которая весьма оптимистично восприняла новости о реструктуризации Yahoo. По ее мнению, новая стратегия компании «явно вызывает доверие» и поэтому г-жа Микер повысила рейтинг акций Yahoo до "outperform". Гордон Ходж (Gordon Hodge) из Thomas Weisel Partners пошел в своем одобрении еще дальше, поставив акциям компании рейтинг "buy". Предпринятые Yahoo шаги одобряют и в CIBC World Markets. Аналитик этой компании Джон Корпоран (John Corcoran) считает, что перемены в Yahoo займут 4-6 месяцев, однако, «компания предпринимает правильные стратегические шаги, которые приведут к росту».