Matsushita: измениться, чтобы выжить
Столкнувшись в этом финансовом году с огромными убытками, разросшийся до неприличия японский конгломерат Matsushita Electric Industrial объявил 10 января о принятии плана реструктуризации, рассчитанного на три года. Согласно новому плану, Matsushita Electric вновь поглотит пять отделившихся от нее в свое время дочерних компаний, а также перенесет некоторые виды производства в Китай в целях сокращения расходов. Matsushita, один из крупнейших японских производителей электроники, обменяет собственные акции на акции пяти своих ассоциированных компаний, после чего будут устранены накладки расходов на научно-исследовательскую деятельность, разработку и маркетинг. Самой убыточной из пяти дочерних компаний является Matsushita Communication Industrial - ведущий японский производитель мобильных телефонов, чья продукция известна под торговой маркой Panasonic."Экономический климат является тяжелым, - заявил Кунио Накамура (Kunio Nakamura), президент компании. - Мы хотим избежать наложения операций в группе компаний и увеличить объем наших продаж".
Как и ее японские конкуренты, Matsushita, владелец торговых марок Panasonic, National, Technics и Quasar, понесла крупные убытки из-за глобального падения спроса на продукцию IT-индустрии, особенно полупроводникового сектора и рынка электроники. Чистый убыток в первом полугодии 2002 финансового года (1 апреля 2001 - 31 марта 2002) аналитики Matsushita оценивают в $2,2 млрд. (265 млрд. иен), а операционные потери достигнут $1,3 млн. Финансовые неудачи Matsushita - лишь фрагмент в непрекращающемся потоке сообщений об убытках, реструктуризациях и увольнениях персонала в крупных японских компаниях, специализирующихся на производстве микросхем и электроники - Hitachi, Sony, NEC, Toshiba, Fujitsu. Многие из "братьев по несчастью" также ожидают чистые годовые потери в сумме свыше $1 млрд.
План реструктуризации должен сократить материально-производственные запасы компании на 30% и принести к 2003 году 200 млрд. иен ($1,5 млрд.) дополнительных денежных потоков, сообщили представители Matsushita. Кроме того, к концу апреля этого года компания выкупит более 60 млн. своих акций.
Неблагоприятная экономическая среда, демпинг со стороны тайваньских, китайских и южнокорейских производителей вынудили компанию нарушить традиционную политику "пожизненного найма" служащих, прекрасно зарекомендовавшую себя в годы подъема японской экономики. В июле 2001 года Matsushita пришлось объявить о снижении возрастной планки для ухода на пенсию. 6.400 работников покинут компанию в ближайшее время, и еще 8.000, как ожидается, присоединятся к ним. Чтобы компенсировать более ранний уход на пенсию, компания в этом году дополнительно потратит $1,6 млрд. Однако новых шагов по сокращению рабочих мест Matsushita предпринимать не планирует , в отличие от своих конкурентов, к примеру, NEC, Toshiba и Fujitsu. Кроме того, Matsushita не объявляла пока о закрытии какой-либо из своих дочерних компаний, включая Victor Company of Japan (JVC).
Matsushita принадлежит солидный патентный портфолио, целый ряд широко известных брендов и разветвленная сеть промышленных предприятий по всему миру. Однако аналитики советуют руководству конгломерата отказаться от изжившей себя стратегии производства всех возможных электронных устройств и сосредоточиться лишь на самых перспективных направлениях. "Они должны измениться, потому что они не смогут продвинуться дальше в том состоянии, в котором находятся", - считает Кун Су Ли (Kun Soo Lee), аналитик токийской компании West LB Securities.