Разделы

ПО Безопасность Бизнес Телеком Цифровизация ИТ в госсекторе

Коллапс в аэропортах: к чему привела зарубежная ИТ-зависимость

Проходящий в России во множестве городов Чемпионат мира по футболу обострил в нашей стране транспортные проблемы. На поверку оказалось, что ИТ-системы некоторых крупнейших перевозчиков легко зависимы от проблем, возникающих на стороне зарубежных поставщиков технических решений. Проблемы удается относительно быстро решить, но как именно, участники транспортных коллапсов рассказывают с неохотой.

Глобальная проблема без технических подробностей

Российские и международные организации, которые затронул так называемый аэропортный коллапс утром 23 июня 2018 г. из-за сбоя в зарубежной ИТ-системе, не спешат делиться техническими подробностями того, как именно они устранили проблемы — даже несмотря на то, что часть из них оказалась на высоте.

Напомним технические проблемы, приведшие к задержкам рейсов (например, около 40 в «Домодедово»), возникли у швейцарской глобальной корпорации SITA, специализирующейся на средствах связи и ИТ-решениях для авиационной отрасли. По данным Транспортной дирекции чемпионата мира по футболу в России 2018, был зафиксирован сбой в международной системе бронирования SITA Gabriel и системе регистрации SITA DCS.

По данным индийского издания The Hindu, комментируя ситуацию, в SITA заявили, что у компании возникла сложная проблема с подключением к сети в одном из ее центров обработки данных.

При этом на своем сайте SITA не сделала никаких публикаций, посвященных инциденту, до сих пор — ни в виде пресс-релизов, ни в форме заявлений в блогах. На запрос CNews в SITA на момент выхода материала не отреагировали, не сообщив таким образом подробностей. В то же время, можно констатировать, что на решение проблем специалисты компании потратили немногим более трех часов времени — в «Аэрофлоте» рассказали CNews, что инцидент длился с 9:39 по 13:01 по Москве.

aeroport600.jpg
В российских аэропортах произошли массовые задержки рейсов из за проблем у зарубежного ИТ-поставщика

В российском столичном аэропорту «Домодедово» также не ответили CNews на вопрос о подробностях решения проблем со своей стороны, хотя по данным РБК, аэропорт предоставил пострадавшим авиаперевозчикам доступ к собственной системе регистрации, которая используется для большинства рейсов в «Домодедово». «Этот вопрос корректнее направить коллегам из авиакомпании S7, рейсов которых коснулась эта ситуация и которые были вовлечены в ее решение, — посоветовали в пресс-службе организации. — Аэропортовые системы регистрации работали штатно».

В S7 при этом посчитали, что все технические вопросы следует адресовать непосредственно в SITA и от комментариев CNews воздержались.

Некоторые подробности сообщили CNews в «Аэрофлоте», заверив, что многоуровневое резервирование ее ИТ-систем, а также отлаженные процедуры взаимодействия ИТ- и производственных подразделений позволили компании не выбиться из графика перевозок, в том числе относящихся к футбольному чемпионату.

В то же время в «Аэрофлоте» не стали отрицать определенную свою зависимость от зарубежных ИТ-решений. «”Аэрофлот” является глобальным международным авиаперевозчиком, поэтому его ИТ-системы интегрированы в глобальные дистрибутивные системы и используют в том числе и услуги связи глобальных компаний, — сказал собеседник CNews. — Отмечу, что более 40% пассажиропотока “Аэрофлота” это транзитные пассажиры».

Некоторые подробности о сломавшихся ИТ-системах

Одно из проблемных решений SITA DCS (Departure Control Services, услуги контроля вылета) позиционируется как полностью интегрированная многошаговая система для автоматической регистрации, посадки и планирования нагрузки в отношении пассажиропотока.

Бесплатная российская замена Active Directory упрощает переход на отечественное ПО
Безопасность

Разработчики считают ее одной из наиболее функционально развитых систем сходного класса на рынке, подходящей как для любого вида авиакомпаний, так и для наземных служб, поддерживающих несколько авиаоператоров.

Среди функциональности DCS присутствует возможность принятия списков имен пассажиров (PNL) из любой системы бронирования, учет всех таможенных и иммиграционных требований, интерфейс со всеми разновидностями баз данных для электронных билетов.

«Несмотря на то, что продукт доступен как автономная система, он полностью совместим с другими системами SITA, такими как бронирование, стоимость авиабилетов, билет и вес и интегрирован с мерчендайзингами, чтобы максимизировать доходы, — говорится на сайте SITA. — Только в 2014 г. DCS обработала более 167 млн пассажиров по всему миру».

Что касается второй проблемной технологии SITA Gabriel, то это просто решение по бронированию пассажирских перевозок и управлению наличием мест на рейсах авиакомпании.

Зависимость от зарубежного софта у наземного транспорта

Авиационный коллапс послужил поводом для CNews обратиться также и к наземным перевозчикам России с вопросом, существует ли у них зависимость от связи с зарубежными ИТ-системами, а также в принципе зависимость точек предоставления их услуг от связи с дата-центрами.

Как снизить трудоемкость разработки и повысить ее качество за счет генерации автотестов в экосистеме Digital Q
Цифровизация

В пресс-службе «Российских железных дорог» на момент выхода материала на запрос CNews не ответили.

В «Центральной пригородной пассажирской компании» («Центральная ППК») — крупнейшем пригородном железнодорожном перевозчике России — заверили CNews, что у организации нет зависимости ни от связи, ни от каких-либо зарубежных систем. «Мы используем собственную систему продаж, и в этом году мы закончили работу по ее модернизации, — рассказал начальник управления ИТ компании Игорь Евдокимов. — При ее проектировании, мы поставили задачу разработчику, компании “Программный продукт”, обеспечить работоспособность каждого элемента системы (как центральных серверов, так и конечного оборудования: касса, билетопечатающий автомат, турникет, валидатор и т. д.) в условиях отсутствия связи с ним до трех суток».

Опыт тестовой и далее промышленной эксплуатации, по словам Евдокимова, показал, что это условие выполняется, а некоторые элементы способны работать без ухудшения сервиса пассажиру до семи суток.

Денис Воейков