Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Merrill Lynch советует "держаться лидеров" рынка ПО

Аналитическое издание The Wall Street Transcript (TWST) опубликовало недавно интервью с Кристофером Шилейксом (Christopher C. Shilakes) - первым вице-президентом Merrill Lynch, крупнейшей инвестиционно-банковской и брокерской компании в США. Топ-менеджер поделился своим взглядом на состояние рынка программного обеспечения и высказал свои рекомендации относительно ценных бумаг софтверных компаний.
Кристофер Шилейкс: Исходя из той неблагоприятной среды, в которой мы все пребывали, IT-службы будут приобретать технологии у более узкого круга поставщиков, но в больших объемах. Мне кажется, что эти компании будут искать разработчиков, которые смогут предложить более широкий спектр программных продуктов или технических решений. При укрупнении покупок это позволит использовать дополнительные возможности. Я считаю, что для такой компании, как Oracle, объемы продаж возрастут, главным образом, благодаря тому, что большая часть их продукции продвигается благодаря технологической платформе. Такие компании, как SAP, Siebel и PeopleSoft, продолжают наращивать объемы продаж ERP- и CRM-систем. А за основу баз данных в этих системах зачастую берется продукция Oracle, и это также сыграет им на руку. Oracle - передовик в кластерной технологии в базах данных, и это позволит IT-компаниям более эффективно использовать эти дешевые решения.

Еще одна компания, на которой я хотел бы остановить свое внимание - это Mercury Interactive. Mercury создает инструменты автоматизированного тестирования программных продуктов, а также занимается вопросами повышения производительности. Это позволяет разработчику доработать приложения и инфраструктуру на стадии разработки, до передачи пользователю в эксплуатацию. Эта технология улучшает показатели стоимости владения (TCO) и отдачи от инвестиций, что является существенным для IT-руководителей.

TWST: Как вы оцениваете работу менеджерского состава?

К.Ш.: Я поддерживаю подход "сверху-вниз". Но когда мы говорим о рутинном управлении такого рода организаций, нужно иметь в виду, что ежеквартальные показатели этих компаний обычно формируются в конце периода. Такова природа данного бизнеса. Таким образом, ежеквартально менеджеры сталкиваются с тем,что наибольший доход приходится на третий месяц квартала, а инвестиции имеют линейную форму на протяжении всего квартала. И я обращаю внимание на компании, которые смогли управлять доходами и решать организационные вопросы в условиях неопределенности высокой степени. Это постоянное управление ожиданиями (рисками), как со стороны клиентов, так и инвесторов. Говоря о клиентах, нехватки вливаний в сферу производства программных продуктов не было и не будет, и здесь все зависит от маркетинга. Наиболее комфортно чувствуют себя клиенты тех компаний, программные продукты которых отвечают заявленным показателям. Иными словами, главное - не обмануть ожидания клиента. На мой взгляд, у производителя с наивысшим показателем удовлетворенности покупателя будут лучшие показатели повторных продаж данной клиентской базе. А с поступлением этих доходов на первый план выходит управление неустойчивыми доходами и расходами.

Я бы выделил Microsoft и Mercury Interactive как компании, показывающие лучший менеджмент.

TWST: Вы также упомянули Microsoft, Oracle и Siebel. Вы разделяете энтузиазм других аналитиков в их отношении?

К.Ш.: Да. Я просто не такой оптимист. Говоря о мнениях, у нас сейчас очень мало акций с устойчивым индексом "покупать", кроме, разве что, BMC Software, одного из лидеров в области управления системами, балансирующего между мэйнфреймами и распределенными системами.

И, наконец, я вернусь к Mercury Interactive. Акции Mercury, одной из наиболее заметных компаний, стремительно отрываются от всех остальных и занимают 60% рынка деятельности по оценке ПО и автоматизированной оценке ПО, которая заменяет дорогостоящую работу разработчика. Вместо ручной проверки ПО персоналом разработчика, ее можно провести автоматически. Это значительно снижает себестоимость внедрения нового продукта.

Быстрорастущим рынком для Mercury является рынок автоматизированного управления производительностью. Оно позволяет отладить и оптимизировать работу приложений, докопаться и в реальном времени найти слабые места на сетевом уровне или на уровне баз данных, а также автоматически разрешить эти проблемы. Это очень перспективное поле деятельности. Mercury надстраивает новый набор программ, называемых Topaz, ActiveWatch и ActiveTune, поверх стандартного набора тестовых инструментов.

И, опять-таки, здесь речь идет о больших продажах, хорошей команде менеджеров, и мы думаем, а в долгосрочной перспективе - уверены, что эти названия окажутся на слуху.

TWST: Какие риски вы можете назвать, говоря о BMC, Oracle и Mercury Interactive?

К.Ш.: Я считаю, что риски, связанные с этими компаниями, можно увязать и со всеми компаниями в сфере разработки ПО. К сожалению, безрискового вложения в разработку ПО не существует. Наибольшая проблема для разработчиков заключается в том, что работа всегда идет скачкообразно и сильно перегружается в конце периодов. Из-за этого исполнение контрактов к концу квартала, совершение сделок к концу квартала и т.п. всегда выгодно как менеджерам, так и инвесторам.

Одна из ключевых задач для компьютерного сектора - это попытка расширить общий объем рынка. Клиенты стали существенно более осторожными в течение этой рецессии и в результате последствий 11 сентября, и задачей является возврат доверия, чтобы клиенты могли инвестировать более агрессивно. Это пошаговый процесс, растянутый по времени на 2002 год. Я думаю, исходя из цикла создания продукта и нахождения в правильных сегментах рынка, для указанных компаний не возникнет очень много проблем. Я бы просто посоветовал: держитесь лидеров. Сегодня самый беспроигрышный вариант - работать с теми разработчиками, у которых устойчивый баланс, транснациональная организация, отлаженные каналы получения прибыли и широкий спектр продукции. Здесь я опять хочу назвать такие компании, как Microsoft, Oracle, Mercury Interactive, и, возможно, SAP или Siebel.