Разделы

ИТ в госсекторе Маркет

Росреестр провалил многомиллиардный переезд на новую информсистему

Росреестр до сих пор не перешел на информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости, хотя должен был сделать это еще летом 2018 г. В 34 регионах, в том числе в Москве, все еще используется старый комплекс из восьми систем. Одной из причин неудачи стала авария в ЦОДе «Ростелекома».

Вердикт Счетной палаты

Росреестр не смог в установленные сроки осуществить переход на федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). Об этом сообщает Счетная палата, проверившая, эффективно ли расходовались средства на создание системы в 2015-2017 гг. и частично в 2018 г. На момент проверки на переход на новую систему было потрачено 1,9 млрд руб. бюджетных средств.

К созданию ФГИС ЕГРН Росреестр приступил в 2014 г. Переход на новую систему осуществляется в рамках ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 гг.)».

ФГИС ЕГРН состоит из модулей-подсистем, которые отвечают за исполнение различных функций и предоставление различных госуслуг Росреестра. Система используется для регистрации прав на недвижимость и сделок с нею, кадастрового учета недвижимости, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений из него.

Что использовалось до этого

Ранее вместо единой системы Росреестр использовал для автоматизации работы восемь программных комплексов. В их число входили программный комплекс приема и выдачи документов (ПК ПВД), Автоматизированная система взаимодействия с заявителями (АСВЗ), Автоматизированная информационная система «Государственный кадастр недвижимости» (АИС ГКН), Информационная система Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ПК ИС ЕГРП), Автоматизированная информационная система «Юстиция» (АИС «Юстиция»), Автоматизированная информационная система «Мониторинг оказания государственных услуг» (АИС МОГУ), Федеральный информационные ресурс (ФИР) и Территориальный информационный ресурс (ТИР).

Сорванные сроки

Собственно внедрение ФГИС ЕГРН началось в Росреестре в ноябре 2017 г. На новую систему планировали постепенно перейти к 29 августа 2018 г., но не перешли полностью до сих пор. По словам заместителя председателя Счетной палаты Веры Чистовой, в 34 регионах, включая Москву и Московскую область, для предоставления госуслуг Росреестр все еще использует старые системы.

rosreestr600.jpg
Росреестр не смог вовремя внедрить информационную систему

Сроки срывались на всех этапах реализации проекта. В течение 2018 г. срок внедрения системы три раза отодвигался. В августе работы по внедрению пришлось приостановить из-за аварии в ЦОДе «Ростелекома», который Росреестр арендует у оператора. На момент аварии ФГИС ЕГРН была запущена в 51 регионе.

Во время проверки Счетной палаты окончательные сроки внедрения еще не были установлены. Соответствующая дорожная карта была представлена Росреестром в декабре на совещании в Правительстве. В Счетной палате отметили, что из материалов совещания в целом понятно, что Росреестр собирается делать дальше. Однако предположение палаты о том, что внедрение потребует дополнительных средств, подтвердилось.

«Там очень большие деньги на дальнюю перспективу. Кроме того, предложено изменение программной конфигурации с переходом на использование коммерческих программных продуктов иностранного производства, что противоречит стратегическим документам Российской Федерации», — отмечает Чистова.

Проблема ЦОДов

Одна из проблем Росреестра заключается в том, что в его распоряжении имеется один-единственный ЦОД, арендуемый у «Ростелекома». Когда там произошла авария, внедрение системы пришлось остановить, потому что резервного дата-центра у Росреестра нет, хотя он предусмотрен эскизным проектом ФГИС ЕГРН. Авария произошла из-за накладок с вычислительными мощностями «Ростелекома», за что он был оштрафован на 34 млн руб.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

В результате аварии не только пришлось остановить внедрение ФГИС ЕГРН в новых регионах — там, где система уже работала, она была недоступна в течение трех дней. В итоге в Росреестре образовалась очередь из 11 млн обращений за услугами.

Чтобы решить проблему, Росреестр разработал новый план, в котором предусмотрены уже три ЦОДа. По словам заместителя министра экономического развития и руководителя Росреестра Виктории Абрамченко, работы над реализацией этой модели идут с 7 февраля 2019 г. Предполагается, что полный переход будет осуществлен к декабрю 2019 г.

По итогам проверки Счетная палата направит представление в Росреестр, и информационные письма в правительство и Федеральное казначейство. Федеральное Собрание получит отчет о проверке.

Валерия Шмырова