Разделы

Техника

Google губит свои смартфоны, в упор не замечая очевидных проблем

Google создала парадокс на рынке смартфонов – разработав самую популярную мобильную ОС в мире, она не сумела стать самым крупным производителем гаджетов за девять лет, прошедших с момента выпуска своего самого первого смартфона Nexus One. Google нужно менять политику, и она готовится пойти на радикальные меры.

Невезучие «Пиксели»

Корпорация Google уже на протяжении девяти лет не может войти в топ-10 крупнейших производителей смартфонов, несмотря на то, что ее мобильная ОС Android уже давно считается самой популярной и распространенной в мире. В начале мая 2019 г. она предприняла очередную попытку захвата рынка смартфонов, на этот раз путем выпуска моделей среднего ценового сегмента Pixel 3a и 3a XL, но ажиотажа вновь не последовало. Эксперты портала ZDnet выделили ряд причин для подобного отношения потребителей к смартфонам от разработчиков ОС, установленной на миллиардах устройств по всему миру.

Проблема номер один: ценовая политика

Google вышла на рынок смартфонов в 2010 г. с моделью Nexus One, разработанной совместно с компанией HTC, часть которой Google приобрела спустя несколько лет. Каждый из смартфонов интернет-гиганта позиционировался в качестве флагманского, но в эпоху серии Nexus, последний представитель которой (Nexus 6P за авторством Huawei) вышел в 2015 г., устройства зачастую обладали более низкой ценой в сравнении с основными конкурентами.

В 2016 г. была запущена линейка флагманских смартфонов Pixel, но к тому моменту набрали силу китайские производители электроники. Их смартфоны, обладая схожими с Pixel возможностями, стоили заметно дешевле, и в 2019 г. ситуация не изменилась.

Бюджетные смартфоны Google Pixel 3a и 3a XL

Pixel 3a и Pixel 3a XL наделены средними по современным меркам спецификациями и стоят от $400 (26,2 тыс. руб. по курсу ЦБ на 13 мая 2019 г.) и $470 (30,8 тыс. руб.) соответственно. При этом они лишены стеклянного корпуса, защиты от влаги, HDR-дисплея и мощной селфи-камеры – всего того, что предлагают флагманские и вдвое более дорогие Pixel 3 и 3 XL, вышедшие осенью 2018 г. В этом же ценовом сегменте потенциальному покупателю предложены флагманы Meizu и Xiaomi, официально продающиеся в России, а также гаджеты китайских производителей третьего эшелона с возможностью заказа непосредственно из КНР.

Проблема номер два: география распространения

Вторая проблема смартфонов Google связана со странами присутствия. В отличие от сервисов компании, пользоваться которыми могут жители всего мира, за редким исключением, ввоз ее гаджетов имеет более серьезные ограничения. В частности, смартфоны Google недоступны в России, а заказ из США сопряжен с дополнительными расходами, лишь увеличивающими и без того сравнительно высокую стоимость смартфонов. Тут следует отметить, что ограничения распространяются и на другую технику Google – планшетные компьютеры, смарт-динамики и др.

Проблема номер три: модельный ряд

За девять лет Google выпустила восемь смартфонов Nexus и три поколения моделей Pixel, то есть раз в год он представляет один-два гаджета. Подобная схема, если рассматривать крупных игроков рынка, характерна только для Apple и китайской OnePlus – Samsung, Huawei и другие известные бренды ежегодно выпускают значительно большее количество смартфонов, от флагманских до ультрабюджетных – у Huawei есть даже отдельный суббренд Honor, под которым выходят доступные аппараты, а Samsung в начале 2019 г. запустила новую линейку дешевых смартфонов Galaxy M.

Apple и OnePlus могут позволить себе выпускать смартфоны раз в год за счет своих особенностей. В частности, никто кроме Apple не производит смартфоны на базе iOS – второй по популярности мобильной платформы в мире. OnePlus же берет низкой стоимостью своих смартфонов, которые за счет этой особенности она с момента своего основания в 2013 г. называла «убийцей флагманов».

Nexus One - самый первый смартфон Google

Google подобных преимуществ лишена: ее новые смартфоны стоят дороже многих конкурентов, а ОС Android распространяется с открытым исходным кодом, что дает возможность без преувеличения каждому выпустить свой смартфон.

Скудность модельного ряда касается всех типов устройств, выпускаемых Google. В свое время она не взяла пример с Microsoft – корпорация в 2012 г. запустила линейку Surface, начав не с самых удачных планшетов со съемной клавиатурой. В 2019 г. серия Surface состоит уже из планшетов, ноутбуков, трансформеров, настольных и даже настенных ПК.

Проблема номер четыре: устаревшая экосистема

Открытость ОС Android тоже сыграла против Google в вопросе захвата рынка смартфонов – даже едва открывшаяся, еще никому неизвестная китайская компания может установить ее на свой первый смартфон и получить сертификат Google на использование ее сервисов, в том числе магазина приложений, и вот уже этот смартфон с точки зрения ПО не отличается от флагманских Pixel.

Масла в огонь подливают и крупные производители, улучшающие Android путем выпуска графических оболочек собственной разработки – MIUI у Xiaomi, One UI у Samsung, EMUI у Huawei и так далее. Эти интерфейсы расширяют возможности ОС путем добавления в нее новых функций, что, опять же, не играет на руку Google – ее «Пиксели» работают на чистом Android.

Попытка запуска программы Android One, позволяющей сторонним вендорам оперативно получать все самые актуальные обновления Android и рассылать их пользователям, тоже особых успехов не принесла – смартфонов с заветной надписью в продаже сравнительно немного, потому что собственные графические оболочки – это возможность производителям не только сделать свои смартфоны лучше, но еще и выделять их на фоне конкурентов.

Решение проблем существует

Факторов, препятствующих продвижению «Пикселей», довольно много, но Google уже наметила пути выхода из ситуации. Начнет она, судя по всему, с глобальных изменений в экосистеме, вернее, с полностью новой экосистемы, для чего она разрабатывает совершенно новую ОС под рабочим названием Fuchsia («Фуксия»).

Ранние скриншоты оболочки Fuchsia OS
Как власти сэкономят 109 млрд руб. на создании инфраструктуры для дронов и обеспечении защиты от них
Техника

«Фуксия» создается с нуля, включая ее ядро, и это уже очень существенное отличие от Android, в основе которого, как известно, лежит ядро Linux. Разрабатывая Fuchsia, Google не стала брать пример с Apple и решила не закрывать исходный код ОС. Тем не менее, проприетарность всех компонентов операционки позволит Google полностью поменять принцип ее лицензирования сторонним производителям смартфонов. Не исключено и возвращение к системе, по которой выпускались смартфоны линейки Nexus – к примеру, вышедший в октябре 2013 г. Nexus 5 был разработан компанией LG и представлял собой брендированную версию флагмана LG G2 образца августа 2013 г.

И все же, на середину мая 2019 г. у Fuchsia нет даты релиза, несмотря на то, что сама ОС находится в стадии активной разработки. Анонс системы на прошедшей конференции Google I/O 2019 не состоялся, и интернет-гигант пока не заявлял о других крупных событиях, назначенных на 2019 г., за исключением традиционного осеннего анонса «пиксельных» смартфонов.

Эльяс Касми