Разделы

Бизнес Законодательство Финансовые результаты Интернет Техника

На российском пиратском рынке спад впервые за 5 лет

После устойчивого роста на протяжении пяти лет российский рынок пиратства сократился на 27%. Среди причин спада эксперты называют применение системы антипиратских законов, борьбу с главными рекламодателями пиратов, такими как онлайн-казино и букмекерские конторы, а также изгнание пиратских ресурсов из результатов поиска в интернете.

Сокращение рынка

Объем российского рынка интернет-пиратства в 2019 г. оценивается в $63,5 млн, что на 27% ниже аналогичного показателя за 2018 г. Это первый спад на рынке за последние пять лет, сообщает российская ИБ-компания Group-IB. По словам руководителя департамента защиты интеллектуальной собственности компании Андрея Бусаргина, рынок сократился до уровня 2016 г.

До этого в течение пяти лет рынок последовательно рос. В 2015 г. его объем составил $32 млн. В 2016 г. рынок продемонстрировал почти двукратный рост и достиг $62 млн. В 2017 г. был зафиксирован годовой рост на 21% до $85 млн. В 2018 г. рост составил 2,3%, что позволило рынку выйти на объем $87 млн. Рост рынка обеспечивали реклама нелегальных онлайн-казино и букмекерских контор, использование пиратами сетей доставки контента (CDN) и рост трафика.

Несмотря на сокращение рынка в 2019 г., спрос на пиратскую продукцию со стороны российских пользователей даже несколько подрос. За год россияне около 10,4 млрд раз пробивали в популярных поисковых системах возможность бесплатно посмотреть фильмы и сериалы. Это на 0,06% больше, чем в прошлом году.

Применение закона и уход рекламодателей

В числе причин сокращения рынка Бусаргин называет изменения в законодательстве и распространение практики досудебных блокировок пиратских сайтов. В России начала работать система антипиратских законов, которая в том числе ввела «вечную» блокировку пиратских сайтов и их «зеркал». «Законодательное поле борьбы с пиратством в России было перепахано множество раз и теперь начало давать свои плоды: участники рынка научились эффективно пользоваться своими правами и решать вопросы, связанные с правообладанием на контент в досудебном порядке», — отмечает Бусаргин.

На российском рынке интернет-пиратства спад впервые за пять лет

Еще одной причиной, по его словам, стали «тактические успехи в борьбе с пиратством». Под этим он понимает, например, борьбу Федеральной налоговой службы (ФНС) с букмекерами и гемблингом, результатом которой стало вытеснение рекламодателей пиратских ресурсов. Напомним, главными рекламодателями пиратских кинотеатров в последние годы стали онлайн-казино и игровые сайты. В частности, благодаря усилиям ФНС казино Azino777 сместилось вниз с лидирующих позиций в рекламе.

Также против пиратских ресурсов работает улучшение алгоритмов поиска и перемещение вниз поисковой выдачи страниц, содержащих встроенную рекламу, такую как баннеры, всплывающие окна, подложки, реклама в плеере, и др. У пиратов стало меньше возможностей размещать рекламу, соответственно снизилась выручка. По подсчетам экспертов Group-IB, крупный пиратский сайт получает от рекламы в среднем $10 тыс. в месяц.

Меморандум крупного бизнеса

Переломным моментом в борьбе с пиратством Group-IB называет подписание в ноябре 2018 г. антипиратского меморандума, к которому присоединились «Яндекс», Mail.Ru, Rambler, «Первый канал», ВГТРК, «СТС Медиа» и «Газпром-медиа». Меморандум обязал поисковые системы удалять ссылки на пиратские ресурсы из результатов поиска. За год правообладателями было зарегистрировано около 600 тыс. ссылок на пиратские копии фильмов и сериалов.

«Радикальное изменение в 2019 г. состоит в том, что уже не каждое намерение нелегитимно посмотреть бесплатный фильм приносило заработок пиратам, — отметил Бусаргин, — Прежде всего, это результат работы меморандума: если раньше, даже при удалении пиратского контента, зритель все равно мог через поисковик попасть на пиратский ресурс, и, хотя и не мог посмотреть фильм, реклама прокручивалась, а заработок шел пиратам, то в 2019 г. пользователь даже намеренно не всегда мог попасть на пиратские сайты».

Крах Moonwalk

Негативное влияние на пиратство в России оказало также прекращение работы онлайн-плеера Moonwalk, которым пользовались для показа видео 80% российских пиратских ресурсов. Работа плеера была остановлена после того, как несколько дней назад Нидерландская ассоциация по защите авторских прав в индустрии развлечений (BREIN) смогла добиться отключения серверов, обеспечивающих его функционирование.

В результате просмотр видео стал невозможен на таких популярных в России пиратских ресурсах как BasKino, HDrezka, KinoGo, «ГидОнлайн» и др. Поскольку это произошло недавно, на состоянии пиратского рынка в 2019 г. ситуация сильно отразиться не должна.

Почему премиальная поддержка «1С» становится преимуществом для заказчика?
цифровизация

Moonwalk предназначен не только для проигрывания видео на стороне пользователя, он также предоставляет воспроизводимый контент. На серверах плеера размещена библиотека, в которой насчитывается 26 тыс. фильмов и 10 тыс. сериалов. BREIN сообщает, что на 50 самых популярных сайтов, где установлен Moonwalk, ежемесячно заходило в общей сложности 90 млн пользователей, при этом количество сессий составляло 395 млн. Это лишало правообладателей контента сотен миллионов долларов.

После ликвидации Moonwalk затруднения с доставкой контента возникли и у двух других крупных пиратских CDNHDGO и Kodik — поскольку они пользовались одними и теми же серверами в Нидерландах. В результате количество пострадавших российских пиратских кинотеатров выросло до 90%.

Валерия Шмырова