Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Интернет E-commerce Веб-сервисы ИТ в банках

Глава «Яндекса» рассказал, когда начнет выдавать банковские карты и кредиты

После неудачных попыток создания финтех-альянсов со Сбером и «Тиньковым», «Яндекс» намерен самостоятельно запустить на рынок финансовые продукты. Произойти это может в ближайшие 12 месяцев, при этом любые офлайн-проекты компании не интересны.

Финтех точно будет, но пока непонятно какой

«Яндекс» планирует выйти на рынок финтех-продуктов в ближайшие 12 месяцев, заявил Тигран Худавердян, управляющий директор «Яндекса», в интервью РБК. По его словам, в настоящее время в компании происходит активное обсуждение таких планов, и уже «в ближайшие недели-месяцы» планируется «перейти от слов к делу» и начать проектную работу.

«Наши амбиции сильно зависят от того, по какому пути мы пойдем, – сказал Тигран Худавердян. – Решим ли все разрабатывать с нуля или это будет какое-то партнерство. О каких-то конкретных продуктах говорить пока рано. Пока мы не сформулировали мысли так, чтобы о них можно было членораздельно рассказать. Но реалистичный срок, через который условно мы сможет выдать первые кредиты, карточки, — это порядка 12 месяцев».

Несмотря на неготовность общей стратегии на финансовом рынке, в «Яндексе» рассматривают только онлайн-формат и определенно не заинтересованы в открытии банковских офлайн-отделений, передает РБК слова CEO «Яндекса».

«Будут ли отделения банка? В это направление мы совсем не смотрим. Это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование», – отметил Тигран Худавердян.

Краеугольный банковский камень

После «развода» со Сбербанком, которому в итоге достались «Яндекс.деньги», и сорвавшейся сделки по приобретению банка «Тинькофф», в компании пока не сформирована точная стратегия по выходу в банковский сектор, однако уже есть понимание, что для этого «нужно иметь банковскую лицензию», отметил Тигран Худавердян в интервью РБК.

ya1.jpg
Тигран Худавердян, управляющий директор «Яндекса»

«Мы сейчас выбираем между разными стратегиями: будем ли мы это делать в партнерстве, будет ли это неорганический рост с помощью, возможно, покупки или объединения с другими игроками, или, может быть, все начнем с нуля», – сказал он.

Говоря о причинах, по которым в «Яндексе» приняли решение отдать «Яндекс.деньги» Сберу, а не оставить его для развития собственного финтеха, Худавердян отметил, что по факту «Яндекс.деньги» уже с 2013 г. было предприятием Сбера и «развивалось все эти годы по какому-то своему пути».

«Мы приняли решение, что бизнес «Яндекс.деньги» не подходит нам для наших будущих финтех-стратегий, поэтому приняли такое решение, никакой специальной «задней мысли» в его продаже не было», – заявил глава «Яндекса».

Комментируя несостоявшуюся сделку по приобретению банка «Тинькофф», которая обеспечила бы «Яндекс» необходимой банковской лицензией, Худавердян охарактеризовал ее не как поглощение, а как «слияние двух бизнесов», по итогам которого «банк должен был оставаться максимально независимым», поскольку «невозможно настолько большой бизнес поглотить».

На перспективу, по словам Худавердяна, «Яндекс» не исключает возможность сотрудничества в банковской сфере со Сбером или «Тинькофф», поскольку, по его словам, «у нас нет никаких обид».

Летом 2020 г. «Яндекс», по данным РБК, уже зарегистрировал 33 товарных знака с финансовым контекстом – таких как «ЯБанк», «ЯТрейд», «ЯВалюта» и пр. Комментируя это, CEO «Яндекса» назвал регистрацию новых торговых марок «защитной стратегией от захвата» и призвал не искать в этом «каких-то подтекстов».

Комментируя слова главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной о том, что лидирующие экосистемы крупных игроков строятся по закрытому принципу и захватывают все больше небанковских продуктов и данных, которые становятся главным конкурентным преимуществом финансового бизнеса, глава «Яндекса» отметил, что на сегодняшний день компания вовсе не представлена на финансовом рынке, и в случае выхода на него будет «точно слабейшим игроком в самом конце этого забега». Тем не менее, он не согласился с суждением, что «экосистемы ИТ-компаний являются по определению закрытыми».

Сергей Трандин, «Базальт СПО»: Выбор заказчиками ОС со сертификатом ФСТЭК — тенденция, которая будет развиваться и дальше
Маркет

Худавердян также уверен в том, что заявление главы Центробанка о необходимости отдельного регулирования для экосистем на банковском рынке нее несет рисков для «Яндекса».

«Кажется, Центральный банк не был в последние годы замечен с какими-то совершенно иррациональными, спонтанными решениями, которые как-то вредят тем или иным игрокам, поэтому, скорее, мы не видим здесь какой-то существенной угрозы. Будут новые правила игры, будем играть по ним», – отметил CEO «Яндекса».

Почему Сбер «расстался» с «Яндексом»

Сотрудничество Сбера с «Яндексом» началось в 2009 г., когда банк стал владельцем «золотой акции» интернет-компании. В 2019 г. эта «золотая акция» была передана новому Фонду общественных интересов.

О разрыве отношений CNews сообщил в начале июня 2020 г. «Раздел» имущества в виде сервисов «Деньги» и «Маркет» мог стать следствием ухудшения отношений между компаниями в 2018 г., когда «Яндекс» категорически отверг попытку банка приобрести контрольный пакет его акций.

Между Сбербанком и «Яндексом» также имелись разногласия по поводу управления совместным предприятием на основе «Яндекс.маркета». В частности, как сообщал CNews в июле 2019 г., у партнеров были разные взгляды на цели роста и ключевые критерии эффективности.

25 июня 2020 г. «Яндекс» и Сбербанк сообщили о достижении договоренностей по разводу бизнесов, в рамках которых «Яндекс» выкупил у Сбербанка его долю в агрегаторе «Яндекс.маркет», а Сбер полностью поглотил платежную систему «Яндекс.деньги» и переименовал ее в «Юmoney».

ИТ-директор «Ленты» в интервью CNews: Маркетплейсы никогда не смогут стать продуктовыми ритейлерами
Цифровизация

Передача «Денег» Сбербанку состоялась 22 июля 2020 г. Сумма сделки по передаче «Маркета» составила 42 млрд руб., за «Деньги» Сбер заплатил 2,4 млрд руб. В результате чистая стоимость сделки составила для «Яндекса» 39,6 млрд руб.

После «развода» с «Яндексом» Сбер в конце октября 2020 г. объявил о планах выкупа у Александра Мамута 45% доли в холдинге Rambler, после чего банк станет единственным владельцем холдинга. Сделка по окончательному приобретению Ramber будет закрыта в течение года.

Владимир Бахур