Разделы

Цифровизация Инфраструктура

SAS собрала идеи для использования аналитики и ИИ в «новой нормальности»

SAS провела международное виртуальное мероприятие Beyond Tomorrow, чтобы помочь организациям переосмыслить возможности аналитики, искусственного интеллекта и data-driven подхода с точки зрения новых задач и вызовов времени. К конференции, которая проходила на протяжении трех дней с 23 по 25 ноября 2020 года, присоединились 3500 участников из 85 стран с трех континентов, в том числе более 100 журналистов.

События текущего года серьезно изменили как методы ведения бизнеса, так и сам образ жизни. Пандемия заставила искать новые способы связи и, как следствие, цифровизация значительно ускорилась. Проекты, которые были запланированы на годы вперед, реализуются за месяцы и даже недели. Сегодня поставщики медицинских услуг все быстрее переходят к телемедицине, страховые компании – к онлайн-продажам и сервисам дистанционного урегулирования убытков, ритейл – к бесконтактным покупкам, банки – к обслуживанию через мобильные приложения и интернет-банкинг. Огромную роль в адаптации к новой реальности играют данные, аналитика и решения на базе искусственного интеллекта.

Программа конференции была разделена на три самостоятельных дня. Первый – Data Science Day – был всецело посвящен развитию науки о данных, решений углубленной аналитики и техническим аспектам решений искусственного интеллекта, а также обучению и дальнейшему развитию специалистов в области аналитики. День начался с флагманского выступления Ричарда ван Хойдонка (Richard van Hooijdonk), футуролога и специалиста по трендам. В своем выступлении Ричард отметил два аспекта пандемии, которые ускорили развитие технологий: стремление к автономности и необходимость устранить личный контакт между людьми в цепочке коммуникаций.

Речь шла о том, что сегодня многие компании, организации и производства столкнулись с нехваткой важных товаров, материалов и ресурсов в связи с тем, что они производятся в других странах, и это заставляет как отдельные бизнесы, так и целые страны задуматься о большей автономности как возможности снизить зависимость от внешних условий и изменчивой среды. В качестве примера Ричард упомянул о городах Китая, которые под влиянием пандемии развиваются в сторону полной автономности и представляют собой единые самодостаточные экосистемы.

Что касается второй тенденции, то во многих привычных системах «человек – человек» место людей заняли компьютеры и искусственный интеллект, при этом не потеснив человека, а изменив его роль. Примеры можно увидеть в самых разных сферах – от розничной торговли, переходящей к бесконтактному и дистанцированному обслуживанию, до платежей, которые практически полностью перешли в онлайн. Ричард считает, что через 5-10 лет эта тенденция превратится в стандарт и пойдет еще дальше: доставка будет осуществляться с помощью дронов, а составление списка покупок будет равносильно походу в супермаркет.

О роли решений на основе открытого исходного хода в формирующейся новой экономике рассказали в своих выступлениях Николаос Куренцес, профессор лаборатории предиктивной аналитики и искусственного интеллекта в Шёвде (Швеция), и Константинос Мпахас, глава службы Customer Advisory SAS в Юго-Восточной Европе. Эксперты подчеркнули, что открытый исходный код расширяет возможности аналитиков, дает им дополнительную гибкость и пространство для экспериментов, но важно также легко переходить от исследований к практическому применению моделей, выводить их в промышленную эксплуатацию, чтобы больше полезных идей и разработок data scientist’ов доходили до реализации и влияли на работу компаний. Аналитическая платформа SAS Viya дает такие возможности, помогая управлять моделями с открытым кодом и встраивать их в бизнес-процессы.

Второй день мероприятия – Industry Day – открылся выступлением Джима Гуднайта, сооснователя и генерального директора SAS. Он подчеркнул, что SAS в своей работе всегда полагалась на инновации и творческий подход, и сейчас этот опыт стал актуален как никогда в связи со скоростью изменений: то, что работало в январе, стало бесполезным в апреле, и компании должны быстро адаптироваться. И аналитика SAS дала такую адаптивность: решения SAS используются в формировании оптимальных цепочек поставок для ритейла, минимизируют вероятность сбоев в работе предприятий, повышают точность прогнозов и так далее.

Кроме того, аналитика играет ключевую роль непосредственно в борьбе с пандемией COVID-19: поскольку старые модели оказались не в состоянии предсказывать вспышки и их масштабы, SAS оперативно начала разрабатывать новые, чтобы у медицинских, общественных и государственных организаций была возможность оптимально оказывать помощь и проводить профилактические мероприятия. Джим Гуднайт также подчеркнул возросшую роль аналитики в противодействии мошенничеству и отмыванию средств: на борьбу с пандемией, а также на ряд прямо или косвенно связанных с этим проектом были направлены серьезные государственные инвестиции, что повысило риски, и минимизировать их – также задача аналитики.

Рик Вера (Rik Vera), партнер-основатель Nexxworks, бизнес-стратег, идейный вдохновитель и эксперт в области управления изменениями, который также присоединился к программе обсуждений, отметил в своем выступлении, что причиной изменений послужил не COVID-19: он лишь подтолкнул те трансформации, которые начались гораздо раньше – в 2010-е или даже в 1990-е годы. Рик сравнил сегодняшние события с падением метеорита на землю миллионы лет назад: как тогда смогли выжить те животные, которые оказались гибкими и быстрее других приспособились к изменениям, так и сегодня выживут те компании, которые будут гибко перестраиваться и быстро действовать с учетом новой реальности, комплексно и продуманно применяя новейшие технологии.

Конкретные идеи и уже примеры использования аналитики обсуждались участниками на отраслевых дискуссиях и сессиях для представителей банков, страховых компаний, телекома и ритейла. Например, в секции Retail & CPG Talks Валентина Ларина, руководитель бизнес-практики направления Retail&CPG, SAS EMEA, отметила, что основные проблемы, с которыми столкнулся ритейл, – это необходимость конкурировать в условиях жестких ограничений, высокие ожидания клиентов, логистические сложности, потребность в новых рекламных кампаниях и др. Она показала, как SAS помогает не только решить эти проблемы с помощью передовых подходов, но и позволяет повысить устойчивость бизнеса в целом. В секции Banking Talks Андрей Губанов на примере кампании «Спасибо от Сбербанка» показал преимущества геймификации перед классическими инструментами в новых реалиях, поскольку приемы геймификации помогают персонализировать сценарии взаимодействия с клиентами на разных «уровнях сложности».

Главными действующими лицами третьего дня – Executive Day – стали руководители компаний и организаций из разных стран мира, которым пришлось преодолевать вызовы пандемии. День открыла серия включений из разных субрегионов и стран присутствия SAS. В рамках этих включений управляющие директора SAS давали краткий обзор ситуации на их территориях, а представители компаний, работающих с решениями SAS, рассказывали о своих проектах и достижениях. От России выступили Александр Тихонов, генеральный директор SAS Россия/СНГ, и Алексей Власов, заместитель генерального директора по розничному бизнесу «Ингосстрах».

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Алексей Власов коснулся актуальной темы мошенничества, которое во время кризиса стало еще более серьезной угрозой. Он рекомендовал компаниям, ориентированным на дальнейший рост, уделять пристальное внимание борьбе с фродом и включать аналитику в свои планы, а также рассказал о построенной в «Ингосстрах» системе противодействия мошенничеству на базе инструментов SAS, которая помогает выявлять как отдельных злоумышленников, так и целые преступные группы и управлять качеством клиентской базы.

Также в рамках Executive Day прошли специальная сессия с топ-менеджерами SAS и Рэймондом Курцвейлом, одним из ведущих мировых изобретателей и мыслителей и серия специально разработанных для лидеров бизнеса семинаров. На них участники обсудили, как находить новые возможности в условиях кризиса, как углубленная аналитика и технологии искусственного интеллекта помогут компаниям из разных отраслей реагировать на вызовы времени и двигаться вперед и как подготовиться к новым изменениям.

«Это год стал для всех годом упорной работы и изобретательности. Мы все столкнулись с беспрецендентными вызовами и должны были приспособиться к условиям, в которых никто раньше не работал. И конечно, для нас имеет большое значение, что работа, которой заняты 14 тысяч сотрудников SAS по всему миру, помогла многим организациям и многим другим людям. Благодаря мощной аналитике SAS и искусственному интеллекту наши клиенты смогли переосмыслить свои процессы, найти решения для новых задач и стать сильнее. На Beyond Tomorrow мы могли увидеть панорамный обзор таких новых возможностей и решений с разных частей света», – комментирует Александр Тихонов, генеральный директор SAS Россия/СНГ.

В общей сложности только в рамках выступлений на виртуальной конференции Beyond Tomorrow своим видением и опытом поделились 70 представителей от компаний клиентов SAS, 5 визионеров и экспертов по трендам, 11 экспертов из отраслевых ассоциаций и исследовательских компаний, 10 экспертов от компаний партнеров, включая Microsoft, и 42 спикера от самой компании SAS. Помимо программы выступлений, работали демозона, тематические и отраслевые чаты, зона нетворкинга и игровое пространство Land of Data.

Владимир Бахур