Разделы

ПО Безопасность Бизнес Финансовые результаты

«Касперский» увеличил выручку, несмотря на изгнание из США и проблемы в Китае

«Лаборатория Касперского» раскрыла итоги своей деятельности в 2020 г. Несмотря на пандемию коронавируса, она сумела нарастить выручку в сравнении с 2019 г., и значительная ее часть, 22% пришлась на Россию. Доля США упала до 15% из-за действий американских властей, и в целом компания впервые с 2016 г. раскрыла свою региональную статистику.

Коронавирус «Касперскому» нипочем

Компания «Лаборатория Касперского» впервые за четыре года опубликовала региональную структуру выручки. Как сообщили CNews представители компании, доля ее продаж в Северной Америке в 2020 г. составила 15%, в России – 22%.

В сравнении с показателями 2016 г. положение дел с продажами в этих регионах у «Лаборатории Касперского» значительно изменились – четыре года назад на США в них приходилось 24,3%, а на Россию – лишь 13,3%. В Европе, пишет Vtimes, все осталось приблизительно на прежнем уровне – 38% в 2020 г. против 36,5% в 2016 г.

Суммарная выручка компании за 2020 г., на который пришлась мировая пандемия коронавируса, достигла $703,9 млн, что на 2,8% больше в сравнении с итогами 2019 г. За последние четыре года это один из наиболее высоких показателей – большую выручку ($712,3 млн) компания получила в только 2018 г.

«Лаборатория Касперского» также отчиталась о росте продаж в большей части регионов присутствия (сумма продаж, net sales booking). Так, в Латинской Америке этот показатель подскочил на 15%, в регионе МЕТА (на Ближнем Востоке, в Турции и Африке) – на 14%, а в Европе – на 6%. В Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе результаты сравнимы с показателями 2019 г., тогда как в России зафиксирован 16-процентный рост (в рублевом эквиваленте).

Другие достижения «Лаборатории» и планы на будущее

Представители «Лаборатории Касперского» сообщили CNews, что 2020 г. стал одним из самых успешных за всю ее историю (летом 2021 г. ей исполнится 24 года). В сегменте В2В (business to business) она показала 13-процентный рост суммарных продаж, а в В2С (business to client) – 4%.

kasp600.jpg
COVID-19 не навредил бизнесу "Лаборатории Касперского"

Такие достижения в B2B-секторе, по данным компании, обусловлены в первую очередь продолжающимся ростом в сегменте крупного бизнеса (+23%) и в сегменте новых перспективных решений и технологий, защищающих от самых сложных киберугроз, — так называемом non-endpoint (+27%). В России рост продаж в этих сегментах составил соответственно 28% и 25% в рублевом выражении. Рост В2С-сегмента обусловлен в первую очередь онлайн-продажами, которые за год подскочили на 3%. В то же время продажи коробочных решений по всему миру сократились на 13%, как пишет Telegram-канал «Нецифровая экономика».

Компания также отчиталась и о продажах конкретных продуктов. Например, в России решения Kaspersky Industrial CyberSecurity и Kaspersky Fraud Prevention, а также специализированные сервисы компании продавались лучше на 39%, 63% и 70% соответственно (в рублевом эквиваленте) на фоне результатов 2019 г.

В 2020 г. каждый четвертый рубль из своих расходов «Лаборатория» потратила на разработку ПО. В 2024 г. компания собирается расширить свое подразделение исследований и разработок, пишет «Нецифровая экономика».

Пандемия коронавируса на численность сотрудников компании не повлияла – сокращения в ней не проводились, и к началу 2021 г. ее штат насчитывал почти 4100 человек.

Проблемы «Касперского» в Северной Америке

Резкое за последние четыре года снижение доли Северной Америке в суммарной выручке «Лаборатории Касперского» – это следствие действий, развернутых против компании властями США. В сентябре 2017 г. бывший президент страны Дональд Трамп (Donald Trump, оставил пост в январе 2021 г.) распорядился удалить решения «Лаборатории Касперского» из сетей госорганов США в течение 90 дней. Всего в госорганах США на тот момент было установлено ПО «Лаборатории» на несколько сотен тысяч долларов.

Объявлены лауреаты CNews Awards 2025
бизнес

«Лаборатория Касперского» ответила на действия американских властей иском, который она подала в декабре 2017 г. в федеральный суд округа Колумбия. Компания обратилась с призывом отменить требование администрации бывшего президента. В мае 2018 г. этот иск был отклонен, но «Лаборатория» без промедлений обжаловала судебное решение.

Распоряжение Трампа привело к тому, что в ноябре 2018 г. «Лаборатория Касперского» отменила свои планы по открытию новых офисов в США. Она собиралась запустить их в Лос-Анджелесе и Чикаго.

В последние годы определенные трудности в развитии бизнеса в США «Лаборатории Касперского» обеспечивали и крупные американские компании, в том числе и Apple. Как сообщал CNews, она препятствовала продвижению приложения для родительского контроля Kaspersky Safe Kids, заставляя «Лабораторию» убрать из него все ключевые функции, чтобы соответствовать требованиям Apple. В марте 2019 г. разработчики направили жалобу на Apple в Федеральную антимонопольную службу России (ФАС), на основании которой 8 августа 2019 г. ведомство завело дело против американской корпорации о признаках нарушения ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции.

В Китае тоже не все гладко

С противостоянием властей «Лаборатория Касперского» сталкивается и в Китае. CNews писал, что в августе 2014 г. КНР запретила иностранным разработчикам поставлять защитное ПО в правительственные учреждения страны. «Лаборатория» тоже оказалась в черном списке, наряду с Symantec.

В сентябре 2016 г. «Лаборатория Касперского» смогла вернуться на рынок поставок в госсектор Китая, но детали возобновления сотрудничества с китайской стороной остались неизвестными. Представитель компании Юлия Кривошеина заявила тогда «Ведомостям», что возврат компании в список поставщиков ПО для госсектора Китая стал результатом длительных переговоров с властями страны.

В начале марта 2020 г. «Лаборатория Касперского» закрыла все свои офисы на территории КНР, отправив сотрудников работать на дому. На этот раз данные меры были связаны не с властями страны, а с пандемией коронавируса COVID-19 – вирус начал свое шествие по миру в декабре 2019 г. с китайского города Ухань. Несмотря на это, по результатам 2020 г. доля Азиатско-Тихоокеанского региона, в который входит и КНР, в суммарной выручке «Лаборатории Касперского» составила 10%. В 2016 г. она находилась на уровне 6,1%.

Эльяс Касми