Разделы

Бизнес Тендеры Цифровизация ИТ в госсекторе Техника

ИИ для российского алкогольного регулятора внедрит убыточная компания

Внедрение технологии искусственного интеллекта в информационную систему Росалкогольрегулирования осуществит убыточная ИТ-компания «Артвелл». Она оказалась не единственным участником тематического конкурса регулятора. Вторым стала уже знакомая Росалкогольрегулированию «Центринформ», которая занималась внедрением и разработкой ЕГАИС.

ИИ для Росалкогольрегулирования

Как выяснил CNews, убыточная ИТ-компания внедрит технологию искусственного интеллекта (ИИ) в информационную систему Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Информация об этом опубликована на сайте госзакупок 11 ноября 2021 г. В тематическом тендере победила «Артвелл», снизив цену контракта на 1,1 млн руб. до 14,4 млн руб.

В конкурсе также участвовал «Центринформ», который ранее занимался для этого же госзаказчика разработкой, внедрением и техподдержкой единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС). Она предназначена для госконтроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В завершившемся тендере «Центринформ» начальную цену контракта снижать не стал.

В соответствии с техзадание, алкогольному регулятору необходимо внедрить технологию ИИ в интеллектуальную систему официального информирования и управления обращениями граждан и организаций (ИСОИУ). «Артвеллу» предстоит автоматизировать процесс рассмотрения и подготовки ответов на обращения в ведомство. В ходе исполнения контракта он должен разработать ПО, обеспечивающее интеллектуальный анализ и классификацию обращений на основе методов машинного обучения.

Убыточный подрядчик

По данным ЕГРЮЛ, ООО «Артвелл» было зарегистрировано 6 мая 2008 г. в Москве. Гендиректором организации заявлен Николай Апурин, который также является ее единственным учредителем.

ИИ в информационную систему Росалгокольрегулирования внедрит убыточная компания

По данным «Контур.фокуса», выручка компании по итогам 2020 г. достигла 9,5 млн руб., что меньше на 32%, чем по итогам 2019 г. Чистый убыток «Артвелл» составил 6 млн руб.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

В период с 2018 по 2019 гг. на компанию девять раз подавали в суд по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам. Все иски касались отношений компании с его собственными поставщиками, а не с госзаказчиками. Общая сумма исков составила 2,6 млн руб. Четыре иска были удовлетворены полностью, один частично.

Согласно официальному сайту компании, первоначально «Артвелл» занималась созданием и продвижением сайтов; впоследствии она превратилась в системного интегратора. В компании работает более 120 сотрудников. Среди ее услуг — тестирование ПО, разработка баз данных, реклама и PR и др.

Комментарий «Артвелла»

После публикации материла с CNews связался гендиректор «Артвелла» Николай Апурин. Приводим его комментарий дословно.

«По поводу "заваленности исками о не надлежащем исполнении контрактов". В настоящее время нет ни одного судебного активного судебного заседания, где «Артвелл» являлся бы истцом или ответчиком. Более того, со стороны заказчиков к «Артвеллу» в 2018-2019 гг. подано ноль исков. Как видно из картотеки арбитражных дел, на судебных заседания «Артвелл» оспаривал стоимость и качество оказанных услуг у своих подрядчиков. Часть исков выиграли. Часть проиграли. Все стороны получили то, что им полагается по решению суда давно. Называть компанию убыточной, когда только за последние 30 дней на ее счета поступило более 35 млн руб. и начислено дивидендов более 4 млн руб. (финансовые документы направлены в редакцию), мы считаем некорректным».

Подробности тендера

Упомянутый тендер был запущен 8 октября 2021 г. Согласно техническому заданию, внедрение технологий ИИ должно сократить трудозатраты и время на подготовку регулятором ответов, повысив их качество. Служба уделяет внимание использованию отечественного общесистемного и прикладного ПО, отечественных средств защиты информации и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в ИСОИУ. Представители Росалкогольрегулирования не смогли ответить CNews на вопрос, на каком ПО и оборудовании работает данная система. При этом некоторая информация о технических требованиях к системе в техзадании все же есть. «Программное обеспечение, применяемое в ИСОИУ, должно предусматривать использование в технологических ландшафтах, основанных как на MS Windows, так и на Linux-системах», — говорится в тендерной документации.

Согласно документам, интеллектуальная система должна ускорить время рассмотрения заявок регулятором до 25 календарных дней в 2021 г. Представители Росалкогольрегулирования не смогли ответить редакции, сколько времени на обработку обращений служба тратит сейчас. К 2023 г. она планирует ускориться до 15 календарных дней на рассмотрение обращений.

Кристина Холупова