В интернет-магазинах теперь как в «оффлайне»
Интернет-магазины в России становятся все более похожими на своих оффлайновых собратьев. Структура спроса на самый ходовой товар интернета – книги - становится практически идентичной традиционным продажам книжных магазинов на улицах Москвы, демонстрируя все возрастающую роль в Сети обыкновенных граждан нашей страны, севших за компьютер. В списке наиболее продаваемых книг в интернете пока отсутствуют, к счастью, такие авторы, как Донцова или Дорофеев, но, вполне вероятно, что в 2003 году они (или их аналоги по жанру) все же войдут в лидеры. При анализе рейтингов продаж за прошлый год становится очевидным, что сегодняшняя аудитория Рунета стала более демократичной, и в нее органично влились те слои населения, которые раньше считались случайными посетителями. И интернет-магазинам, и компаниям, делающим бизнес в интернете, явно пора перестраиваться на более массового и менее квалифицированного посетителя.Самым заметным отличием в рейтингах продаж традиционных магазинов и продаж в интернете стала бухгалтерская и правовая литература. Она не присутствует в десятке самых продаваемых книг магазина «Озон», тогда как в ТД «Библио-Глобус» самой продаваемой книгой января 2003 года стала справочная книга для бухгалтеров «Годовой отчет за 2002 год», и, хотя этот факт можно признать сезонным, гражданский и уголовный кодексы Российской Федерации держат в рейтинге продаж твердое седьмое и восьмое места.
Наиболее очевидно сравнение авторов, лучше всего продающихся в онлайне и в обычных магазинах. Самыми продаваемыми авторами 2002 года в традиционном книжном магазине «Библио-Глобус» стали Джоан Роулинг, Дарья Донцова и Борис Акунин, тогда как в тройку лидеров «Озона» вошли тот же Акунин, Джоан Роулинг и Паоло Коэльо.
Анатолий Шкред, председатель совета директоров eHouse, в который входит интернет-магазин bolero.ru, согласен с тем, что происходит сближение ассортимента книжных интернет-магазинов и их оффлайновых конкурентов. Однако, по мнению Анатолия Шкреда, изменение структуры продаж является следствием изменения социальной и профессиональной принадлежности среднестатистического пользователя. «Интересы читателей не изменились, изменился сам читатель. "Компьютерная молодежь", да и "компьютерные старики" (слегка повзрослевшая молодежь из первопроходцев интернета) по-прежнему читают фэнтези, фантастику и "модную" литературу - Коэльо, Сорокина, Акунина. "Золотая" молодежь (из московских студентов и передовиков в регионах) – читает Мураками и Фрая», - считает Анатолий Шкред.
Директор интернет-магазина «Озон» Владимир Долгов считает, что результаты продаж книг, видео и музыки в 2002 году полностью соответствуют общей тенденции развития интернета в России. «Рунет становится массовой и общепопулярной средой – меняются и покупательские приоритеты», - отметил Владимир Долгов. По его словам, последние несколько лет неизменными лидерами книжных продаж были компьютерные книги, фэнтези и деловая литература, тогда как в 2002 году список бестселлеров стал больше напоминать обычный книжный магазин. По сути дела, аудитория интернет-магазинов расширилась настолько, что стала активно затрагивать те слои населения, которые если раньше и знали об интернете, но пользовались им от случая к случаю, - и лишь в прошлом году, внезапно осознав удобство и простоту совершения покупок во всемирной паутине, ринулись покупать Коэльо и Мураками.
В топ-10 2002 года «Озона», в порядке убывания интереса покупателей, вошли следующие книги: Б. Акунин «Внеклассное чтение», П. Коэльо «Алхимик», Дж. Роулинг «Гарри Поттер и кубок огня», Кьелл А. Нордстрем, Й. Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку капитала», «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли», Л. Якокка «Карьера менеджера», П. Коэльо «Книга воина света», П. Коэльо «Алхимик» и Д. Коллинз «От хорошего к великому». Этот список достаточно близок к списку самых продаваемых авторов «Библио-Глобуса» в 2002 году: Дж. Роулинг, Д. Донцова, Б. Акунин, И. Верещагина (с соавторами), П. Коэльо, А. Кристи, Х. Мураками, Ю. Голицынский, Дж. Р.Р. Толкин, Г. Дорофеев (с соавторами).

Первый месяц 2003 года для традиционных магазинов прошел под знаком сдачи годового отчета бухгалтерами. Десятка января в «Библио-Глобусе» выглядит следующим образом в порядке убывания популярности: «Годовой отчет за 2002 год», Солженицын А. «Двести лет вместе», Мураками Х. «Охота на овец», неизменная грамматика английского языка Голицинского, Лавров В. «Царские сокровища, или Любовь безумная», Радзинский Э. «Наполеон: Жизнь послесмерти», а затем – новая редакция Гражданского процессуального кодекса РФ. На восьмом месте стоит Налоговый кодекс, а девятое и десятое занимает Дж. Роулинг с книгами "Гарри Поттер и кубок огня" и "Гарри Поттер и узник Азкабана".
Вместе с тем, Владимир Долгов считает, что некоторые особенности спроса в интернете не претерпели серьезных изменений за 2002 год. В частности, в структуре региональных продаж продолжают лидировать компьютерная и деловая литература, и, по мнению Долгова, эти книги просто не доходят в регионы. В структуре же книжных продаж «Озона» в Израиль и США высокую долю занимает научная литература, особенно по точным наукам.
Анатолий Шкред также считает, что региональные заказы по структуре напоминают среднестатистические московские заказы двухлетней давности, с преобладанием компьютерной литературы. Однако он утверждает, что это говорит не о том, что там ее не хватает (там «вообще всего не хватает», считает Анатолий Шкред), а что там пока такой пользователь. То есть среднестатистический пользователь интернета - это пока все же не среднестатистический гражданин России, и различия в этих двух субъектах более наглядно проявляются в регионах.
Источники: собственная информация CNews.ru.