Разделы

Инвестиции и M&A Цифровизация ИТ в госсекторе Техника

Власти потратят 20 миллиардов на цифровизацию Единого реестра недвижимости

Федеральный бюджет потратит почти 20 млрд руб. на создание цифровой платформы Росреестра, основой для которой является Единый государственный реестр недвижимости. С помощью этой платформы предполагается обеспечить оказание на Портале госуслуг 45 информационных сервисов, а также добиться сокращения затрат на контрольно-надзорную деятельность.

Затраты на создание цифровой платформы Росреестра

Создание и обеспечение функционирования цифровой платформы Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) обойдется федеральному бюджету в 19,9 млрд руб. Соответствующие расходы за период 2021-2024 гг. заложены в федеральный проекте «Цифровое государственное управление» (ЦГУ) национальной программы «Цифровая экономика».

Предполагается, что в рамках указанного результата будет обеспечено оказание электронных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), а также обеспечена доступность государственных данных органам власти и бизнесу в режиме онлайн.

Основой для цифровой платформы Росреестра является федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр недвижимости» (ФГИС ЕГРН). Согласно изложенным в ЦГУ планам, к 2023 г. планируется реализовать 45 информационных сервисов для обеспечения государственных услуг, а также обеспечить обмен данными с 100 региональных органов исполнительной власти для предоставления услуг и осуществления функций используют государственные пространственные данные из ФГИС ЕГНР.

Ожидания от создания цифровой платформы Росреестра

Ожидается, что к 2024 г. на 12% будут сокращены расходы на обеспечение функций контрольно-надзорной деятельности и деятельности по лицензированию, а сроки оказания услуг по лицензированию и предоставлению сведений из реестра саморегулируемых организаций (СРО) будут сокращены на 40% по отношению к 2020 г. Также за счет проведения не менее 80% всех проверок с использованием проверочных листов и электронных актов будет снижена нагрузка на бизнес и профессиональных участников.

realty600.jpg
Федеральный бюджет потратит почти 20 млрд руб. на цифровой платформы Росреестра на основе Единого государственного реестра недвижимости

Представители Росреестра CNews сообщили, что в рамках создания цифровой платформы ведомства были осуществлены работы по выводу на ЕПГУ 18 подуслуг, относящихся к государственной услуги по предоставлению сведений из ЕГРН. «На данный момент все выписки из ЕГРН выведены на ЕПГУ, - заявили в Росреестре. - Также доступны государственные услуги по предоставлению лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, прекращению действия лицензии и по предоставлению сведений о конкретной лицензии. Работа по созданию новых сервисов для обеспечения оказания электронных услуг ведется в плановом режиме».

Национальная система пространственных данных

Федпроект ЦГУ предусматривает создание еще двух информационных систем Росреестра – Единой электронной картографической основы (ГИС ЕЭКО) и Федерального портала пространственных данных (ГИС ФППД). Затраты федерального бюджета на их создание в 2019-2024 гг. составят 17,4 млрд руб.

ГИС ЕЭКО предназначена для обеспечения создания, обновления, предоставления сведений ЕЭКО, мониторинга актуальности картографической основы. Система представляет собой совокупность пространственных данных о всей территории России. С помощью ЕЭКО можно составлять различную тематическую информацию (об инфраструктуре, населении, природе и т.д.), а также проводить мониторинг хозяйственной деятельности.

ГИС ФППД предназначена для обеспечения возможности обмена пространственными данными, предоставления физическим и юридическим лицам сведений ЕЭКО, пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, а также сведений, подлежащих представлению с использованию координат.

Представители Росреестра сообщили CNews, что указанные системы введены ведомством в эксплуатацию. Они станут основой для построение и развития Национальной системы пространственных данных. Системы предоставят необходимый функционал и сервисный инструментарий, с помощью которых органы власти, бизнес и граждане смогут оперативно получить доступ к единой электронной картографической основе и материалам и данным Федерального фонда пространственных данных.

«Начало эксплуатации указанных систем значительно расширило и систематизировало функционал взаимодействия заинтересованных потребителей с фондами данных, что позволило оптимизировать соки рассмотрения и выдачи требуемых пространственных данных и материалов и сведений ЕЭКО, в том числе наборов пространственных данных в виде высоконагруженных картографических веб-сервисов», - заявили в Росреестре.

Проблемы Единого государственного реестра недвижимости

Как отмечается в утвержденной Правительством государственной программе «Национальная система пространственных данных», сейчас существует проблема наполнения ЕГРН сведениями о пространственных данных. Так, на 1 января 2021 г. в ЕГРН было учтено 169,6 млн объектов недвижимости, из них земельных участков – 61 млн, в том числе с установленными границами – 37,79 млн (61,9%). На 1 июля 2021 г. в ЕГРН было внесены сведения о 43,1% участках границ между субъектами федерации, 39,2% границ населенных пунктов, 76,2% границ муниципальных образований, 26,1% границ территориальных зон.

Таким образом, более 23 млн земельных участков не имеют установленных границ, что сопровождается большим количеством споров, а в отношении 48,3 млн объектов недвижимости отсутствуют сведений о правообладателе. Кроме того, в ЕГРН содержится значительное количество реестровых ошибок, что может повлечь за собой риски снижения темпов территориального развития.

В сфере земельных и имущественных отношений существует ряд проблем в части развития инфраструктуры пространственных данных. Одной из таковых является ограниченное использование современных российских геоинформационных технологий, высокопроизводительной обработки пространственных данных, искусственного интеллекта для повышения эффективности цифровизации этой сферы, а также отсутствие отечественной геоплатформы, объединяющей сведения, содержащиеся в ведомственных и региональных информационных ресурсах, реестрах и базах данных.

Кроме того, существующее услуги и сервисы по предоставлению пространственных данных строятся органами публичной власти и хозяйствующими субъектами на основе различных, в том числе иностранных, цифровых картографических продуктов, что «в условиях современных реалий создает потенциальную угрозу национальной безопасности».

Различия в подходах и несогласованность в процессе учета, использования и управления пространственными данными в федеральных органах исполнительной власти, реализующих полномочия собственника в отношении федеральных земельных участков, негативно сказываются на эффективности оборота земель, отмечается в госпрограмме.

Какие госсистемы собирают данные об объектах недвижимости

Система сбора информации об объектах недвижимости и пространственных данных в полной мере не обеспечивает достоверность и сопоставимость сведений. Проблема заключается в ведомственной разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как объекте недвижимости, природном ресурсе, лесах и лесных участках, водных объектах, сельскохозяйственных угодьях, иных природных объектах.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Информация о земле и об объектах недвижимости содержится в следующих информационных ресурсах: ЕГРН, реестр федерального имущества (Росимущество), информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов федерации, государственный лесной реестр (Федеральное агентство лесного хозяйства), Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставляемых для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (Минсельхоз), государственный водный реестр (Федеральное агентство водных ресурсов), информационная система обеспечения работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы (Федеральное агентство по недропользованию).

Разрозненность информации об объектах недвижимости, пространственных данных, несогласованность форматов и отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности использования объектов недвижимости, земельных ресурсов, управления отдельными территориями, ограничению данных о неиспользуемых земельных ресурсах для вовлечения их в хозяйственный оборот, недостаточному распространению цифровых сервисов для заинтересованных лиц, неэффективному расходованию бюджетных средств в связи с необходимостью сбора одних и тех же данных, рискам при принятии управленческих решений и осуществлении инвестиционной деятельности.

Отсутствие обязательных требований для использования органами власти различных уровней базовой цифровой картографической основы с актуальным набором пространственных данных сдерживает и затрудняет реализацию инфраструктурных проектов, в том числе темпы жилищного строительства и развития бизнеса, снижает доступность информации для заинтересованных лиц. Низкие темпы сбора и актуализации пространственных данных, отсутствие единой технологической базы свидетельствуют о том, что наполнение единой электронной картографической основы составляет 30% территории России.

Еще одной существенной проблемой является отсутствие удобного эффективного инструмента информирования правообладателей об изменениях либо планируемых изменениях кадастровой стоимости объектов недвижимости, что приводит к росту оспариваний и недовольства кадастровой оценкой.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Также отмечается недостаточное распространение цифровых сервисов в процессе управления территориям и объектами недвижимости на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В условиях цифровизации первоочередное значение для создания новых возможностей динамичного развития страны приобретает сфера оказания услуг в области предоставления пространственных данных, а также создание сервисов, функционирующих на основе.

С учетом возросшей более чем в 2 раза нагрузки на базы данных Росреестра и необходимости удовлетворения потребностей заинтересованных лиц в услугах по государственному кадастровому чету недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в части реализации новых электронных сервисах существующие информационные системы требуют модернизации и перепроектирования, делают вывод авторы госпрограммы.

Игорь Королев